90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Чем выше экспорт, тем ниже курс

30.01.2015 12:16

Экономика

Чем выше экспорт, тем ниже курс

Заявление главы GoldmanSachs Гэри Кона о начале мировой валютной войны, которое он сделал недавно на Всемирном экономическом форуме в Давосе, в очередной раз подтвердило давние опасения в том, что глобальное противостояние центральных банков будет длиться еще долго.

Другого не дано?

По мнению Гэри Кона, в валютной войне сейчас участвуют практически все страны мира с тем, чтобы за счет девальвации своих валют добиться роста национальных экономик, опираясь на развитие экспорта и туризма. Как заметил глава Goldman Sachs, в это противостояние в последнее время активно включилась Япония, девальвировавшая иену, и страны еврозоны, где тон в ослаблении единой валюты задает Европейский центральный банк. США же, как утверждает Кон, пока «сидят и наблюдают», так как американский центральный банк – Федеральная резервная система – регулярно откладывает повышение своих ставок, хотя и свернул программу «количественного смягчения». А вырваться из этого глобального девальвационного соперничества, по мнению банкира, пока удалось среди развитых стран только Швейцарии.

Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ», в своем комментарии деловому еженедельнику «Капитал.kz» подтвердил тревожный диагноз Гэри Кона: «В каноническом определении валютной войной считается манипулирование валютным курсом с целью повышения конкурентоспособности собственного экспорта. Данное понятие получило широкое распространение в период Ямайской валютной системы. По факту, сейчас похожие действия предпринимаются со стороны Японии и ЕС. Первая страна провозгласила выход из затяжной стагнации, для чего Банк Японии начал выкупать активы с открытого рынка, пытаясь разогнать инфляцию, а также снизить курс национальной валюты для поддержки собственного экспорта. В результате за полтора года иена обесценилась к доллару примерно на 50%, но вот победить дефляцию пока так и не удалось. В ЕС сейчас складывается похожая ситуация, только с временной задержкой в десяток-другой лет. В целом вопрос, что же называть валютной войной, а что – нет, является достаточно тонким, так что многие решения мировых регуляторов можно назвать фактическим участием в валютных войнах».

Если же обратиться к истории вопроса, то еще несколько лет тому назад, когда программа «количественного смягчения» ФРС США набрала обороты, с предупреждением о грядущем обострении валютных войн выступил министр финансов Бразилии Гидо Мантега. Он указал, что другие страны неизбежно пойдут таким же путем. А в качестве примера министр сослался на реакцию Японии, где правительство двинулось по пути «абэномики», опирающейся на активное монетарное стимулирование экономики, включая и девальвацию национальной валюты. В ответ министры финансов группы G7 приняли в 2013 году заявление о неприемлемости валютных войн и своей приверженности валютным курсам, определяемым исключительно рыночными силами. А это означало, что меры бюджетной и денежно-кредитной политики, проводимые в жизнь в ведущих развитых странах мира, будут направлены на решение сугубо внутренних задач и не повлекут целенаправленных колебаний обменных курсов. Впрочем, рынки особо не доверяют таким заявлениям, которые делаются регулярно. К примеру, в конце 2010 года на саммите группы G20 в Сеуле была достигнута договоренность на самом высоком уровне о недопустимости валютных войн путем искусственного обесценивания национальных валют.

В реальности же и в начавшемся году ситуация на валютных рынках выглядит с точностью до наоборот. Так, свою процентную ставку опустил центральный банк Канады, в результате чего пошел вниз местный доллар. Буквально на следующий день глава ЕЦБ Марио Драги известил о начале масштабной программы «количественного смягчения», направленной в конечном итоге на дальнейшее ослабление евро, и без того заметно девальвировавшего, к доллару. Под давлением находится и британский фунт стерлингов, также ослабший к доллару, вынуждая Банк Англии держать свою процентную ставку на низком уровне.

Пока придется дружить девальвациями

Власти же стран – участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который начал свою деятельность с первого дня этого года, деликатно избегают этой темы, хотя действия их центральных банков весьма походят на валютные войны. Так, в феврале прошлого года, когда казахстанский Нацбанк провел одномоментную девальвацию тенге (или корректировку обменного курса, по официальной терминологии), в СМИ заговорили о начале валютных войн в Таможенном союзе. При этом в России и Беларуси довольно объективно восприняли причины решения Нацбанка Казахстана – ослабление российского рубля и неопределенность относительно его обменного курса, необходимость сокращения импорта и поддержки местных производителей. Так, Антон Сороко пояснил тогда в одном из своих комментариев, что Казахстан играет на опережение, не дожидаясь резкого торможения своей экономики. Тем не менее некоторые аналитики восприняли девальвацию тенге как очередной залп в глобальной валютной войне. Тогда же делались прогнозы о том, что свою валюту теперь придется девальвировать и Беларуси.

Дальнейшие события полностью подтвердили такие прогнозы, а обвал российского рубля и вовсе потряс основы ЕАЭС, побудив казахстанских экспертов и представителей делового сообщества поставить вопрос о восстановлении таможенных границ, а в противном случае – и о выходе нашей страны из ЕАЭС. Тем не менее и в экспертных суждениях, и в заявлениях предпринимателей, не говоря уже об официальной точке зрения, напрямую о валютных войнах внутри ЕАЭС все же не говорится. Известный экономист и финансист Берлин Иришев, к примеру, в своем комментарии в Facebook охарактеризовал ситуацию следующим образом: «Вхождение стран в ЕАЭC означает вхождение в орбиту конкурентной девальвации. Каждая страна будет вынуждена реагировать на соотношение курсов национальных валют и принимать адекватные действия для восстановления равновесия в национальной экономике. Таким образом, возрастает влияние внешних факторов на национальную валюту». Такой подход позволил ему категорически опровергнуть «всякие заверения о том, что девальвации не будет» как не имеющие под собой оснований.

Заодно он отверг как нереалистичную идею восстановления таможенных границ для отдельных товаров, ссылаясь на договор об ЕАЭС, где зафиксировано свободное движение товаров, услуг и капитала в качестве основополагающего принципа. Альтернативным же решением Иришеву представляется создание в исторической перспективе единой наднациональной валюты в ЕАЭС для устранения конкурентной девальвации и удержания стран-участниц в едином экономическом пространстве.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

30.01.2015 12:16

Экономика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black
73 года 8 месяцев

средняя продолжительность жизни женщин в Кыргызстане

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30