Этноним "кыргыз" широко распространен на евразийском пространстве. Данный этноним часто встречается как в топонимике, так и в гидронимах, оронимах. Кочевые кыргызы издавна, а в особенности в средние века активно мигрировали, и в то же время они в процессе этнических и культурных взаимоотношений внесли существенный вклад в историко-культурный облик других народов Центральной, Средней Азии и сопредельных территорий.
В результе многовековых миграционных процессов и этнокультурных взаимоотношений на Северо-Восточном Китае (провинция Хэйлуньцзян) появились фуюйские кыргызы. Самобытная культура самых восточных представителей тюркоязычных народов мире с середины ХХ века находят живой интерес со стороны историков-этнографов. В научной литературе данная народность компактно проживающая в уезде Фу-ю (провинция Хэйлуньцзянь, КНР), известна под именем"фу-ю" или же "фу-юй". В общей численности не более 1500 человек фу-юские кыргызы называют себя не иначе как "кыргыз","хэргэз" или "тиртиз".
По антропологическому типу фуюйские кыргызы − в отличие от соседних народностей манжуров, монголов, дауров, эвенков – светлокожие и с европеодными чертами лица. Однако среди них также встречаются белолицые кыргызы с рыжими или светлокаштановыми волосами (шатены). Что касается хозяйственного уклада, то фуюйские кыргызы прежде всего скотоводы (крупный и мелкий рогатый скот). Наукой доказано, что язык фуюйских кыргызов, входящий в тюркскую ветвь языков, имеет общие корни с современными языками хакасов и шорцев. Помимо этого он очень схож с языками сары угуров и лобнорцев. кыргызы уезда Фуюй делятся на шесть родов: Табхын, Табындыр, Чигдыр, Сандырдыр, Былтырды, Өрттыр или Кэргэстер (кыргызы).
Изначально, переселение енисейских кыргызов на совеременную территорию Монголии, и далее в Маньчжурию началось в эпоху Юань в период правления Хубилай-хана. В между усобной войне чингизидов (среднеазитского Хайду-хана и китайского Хубилай-хана) в кровопролитной борьбе на просторах Кара-Корума с двух сторон участвовали и кыргызы. Традиционным видом хозяйства фуюйских кыргызов было отгонное скотоводство. Держали лошадей, овец, коров. Занимались охотой, на которую выезжали на лошадях в сопровождении собак. Из устных преданий известно, что выращивать зерно фуюйские кыргызы стали с середины XIX в. Жилищем фуюских кыргызов в прошлом была юрта, но примерно в середине первой половины XIX в. стали переходить к стационарным постройкам.
В прошлом фуюйские кыргызы носили свободную одежду с длинными рукавами и поясом. Женщины носили одежду с цветочными вышивками. И женщины и мужчины носили шапку, сделанную из белого материала, защищавшую летом от комаров, а зимой шляпу из меха ягнят. Богатые члены кыргызского общества носили лисьи шапки. Зимний гардероб состоял главным образом из кожаной одежды, преимущественно из овчины, в то время как богатые кыргызы носили лисьи шубы. Традиционные музыкальные инструменты аналогичны хакасскому хомысу (струнный инструмент) и хобрах (вид флейты).
Общеизвестно, что этноним "кыргыз" широко распространен на евразийском пространстве. Данный этноним часто встречается как в топонимике, так и в гидронимах. Это значит, что кыргызы издавна, а в особенности в средние века активно мигрировали, т.е. вели кочевой образ жизни, и в то же время они в процессе ассимиляции, метисации и этнокультурных взаимоотношений внесли существенный вклад в историко-культурный облик многих других народов Центральной и Средней Азии. Таким образом одним из осколков многочисленных и многовековых миграций явились - фуюйские кыргызы. Быт и культура самых восточных представителей тюркоязычных народов мире с середины ХХ века находят живой интерес со стороны историков-этнографов.
В августе 1945 г. советские войска разгромив японскую императорскую Квантунскую армию вступили на оккупированные территории Маньчжурии (1931-1945 гг.). В этот же момент от советских офицеров кыргызской национальности в штаб Советской Армии поступили донесения об обнаружении среди местного населения людей, называющих себя "киргизами" и говорящих на понятном им языке, о чем было впоследствии сообщено китайской стороне.Этот факт считается одним из первейших упоминаний о фуюйских кыргызах.
В научных кругах данная народность компактно проживающая в уезде Фу-ю, (провинция Хэйлуньцзянь, КНР) известна под именем "фу-ю" или же "фу-юй". Не превосходящая по численности 1500 человек фу-юские кыргызы называют себя не иначе как "кыргыз","хэргэз" или "тиртиз". Одними из первых исследователей фуюских кыргызов на ряду с другими соседними народностями (солоны, дауры, эвены) явились польский этнограф Гундула Салк и китайский ученый Мамбетакун Мамбеттурду (кыргыз по национальности). Их совместный труд было опубликовано в 1998 г. (Turdu, Mambet/Gundula,Salk:1998). Еще раньше в 1943 г. трио японских ученых: Тиансан (Tiansun) – военный врач, Хи Хэнгинг (He Hanging) и Ву Тянхао (Wu Tianhao) сотрудники Далянской (Дальний) библиотеки во время своей экспедиции в оккупированные уезды Фуюй и Вуцзяцы исследовали коренных монголов и в то же время они дали сведения о местных кыргызах.
Годом позже в июле1944 г. японец Киу Юань Зенгрен (Qiu Yuan Zhengren) специально снаряжался в Вуцзяцы для исследования кыргызов. Он опираясь на информации своих предшественников побывавших в уезде 1943 г., провел еще ряд исследований тем самым обогатив сведения о фуюйских кыргызах. Его исследования в 1986 г. было переиздано под названием "Поездка к кыргызам". Вероятно, кыргызы в Хуйлуньцзяне никогда не упоминались бы без первого шага, предпринятого в 1952 г. статьей Ю Иифу (Yu Yifu) "Цзи-эр-цзи-си Ненжианговых лугов" ("Ji-er-ji-si Nenjiang Grassland"), которая побудила впоследствии просить признания за кыргызами статуса национального меньшинства. Его статья, переизданная в 1985 г.содержит основной материал по истории, миграции, социальной и политической ситуации, культуре и народной памяти, языку, экономике, традициям и бытовой жизни.
Неоценимый вклад в дело изучения фуюйских кыргызов был внесен китайским кыргызоведом, профессором Пекинского университета Национальных меньшинств Мухамед Ху Чженхуаном (дунганин по национальности), который, начиная с 1957г., производит ряд полевых и теоретических исследований по истории, религиозной ситуации, семейно-бытовым традициямфуюйских кыргызов. Также им были тщательно проанализированы лексические, фонетические и морфологические особенности языка на основе им же собранного лингвистического материала фуюйских кыргызов (Каратаев 2003: 65).
В 1967 г. известным тюркологом Э.Р.Тенишевым было выдвинуто предположение о том, что язык фуюйских кыргызов - реликтовый остаток языка енисейских кыргызов, имеющий связи с языком тянь-шаньских кыргызов и языками Саяно-Алтайского региона. Некоторые сведения содержатся в небольшой статье коллектива авторов - С.Г.Скобелева, Чжан Тайсяна, А.А.Шамаева, которые в 90-е г. ХХ в. побывали в Хэйлунцзяне. Данная статья посвящена родовому составу фуюйских кыргызов (Чжан Тайсян, Шамаев, Скоболев 1994:227-233). Особенно стоит отметить статью хакасского ученого М.А.Чертыкова посвященную к фуюйским кыргызам Маньчжурии КНР (Чертыков, 2005).
Научную экспедицию к фуюским кыргызам в 2006 г. возглавил хакасский профессор В.Я.Бутанаев, которые с привлечением историко-этнографического материала издал монографию (Бутанаев 2006:88). Он проведя лингвистический анализ, с привлечением историко-этнографического материала, показал этногенетическую преемственность фуюйских кыргызов и хакасов от енисейских кыргызов.
Уезд Фуюй расположен в 300 км к северо-западу от г. Харбина, на левом берегу реки Нонни(Nenjiang) в провинции Хэйлунцзян, занимающей северо-восточную часть КНР. На востоке уезд граничит с уездом И-ань, на юге - с уездом Линьдян и г.Цицикар, на западе - с окраинами г. Цицикар и отделена от уезда Ганьгань рекой, на севере граничит с уездом Фанхэ.Численность населения уезда – 270000 человек, в их числе: 95 % ханьцы(китайцы), остальные 5 % (всего 16 тысяч) нацменьшинства − маньчжуры, монголы, дунгане, корейцы, дауры, кыргызы, эвенки, сибо, мяо, чжуан и еще 11 этнических групп. Старшее поколение фуюйских кыргызов идентифицируют себя как "хыргыс" или "гыргыс", молодое поколение на китайском диалекте называют себя "тиртиз" или "цзилицзи" (Тенишев 1966: 88). Профессор М.Ху Чженхуа отмечает, что данный этноним на китайский язык переводится как "Keerkezi".
В 1947 г. в уезде укрепляется власть коммунистов; 1948 г. в ходе земельно-водной реформы фуюйские кыргызы – исконные скотоводы, вынуждены были осваивать земеледелие. Фуюйские кыргызы делятся на несколько родов. Наиболее многочисленные селения находятся в Вуцзяцзы ("пять дворов"). Еще одно крупное селение расположено в Цицзяцзы ("семь дворов"). В процессе земельно-водной реформы (1920-1930 гг.) большое число кыргызов комунны Вуцзяцзы подверглись переселению в Цицизяцзы. Согласно официальной переписи в 1952 г. в уезде Фуюй было зарегистрировано 455 кыргызов, а в 1979 г. перепись показала уже 614 человек. Перепись 1982 г. указывает, что 788 кыргызов проживало в районе уезда Фуюй, 65 кыргызов жило в г.Цицикар и приблизительно 21 фуюйских кыргызов было рассеяно за пределами Маньжурии. В 1990 г. в Хэйлуньцзяне насчитывалось 1450 кыргызов. А в 2000 г. число кыргызов составляло порядка 1500 человек.
Коренные жители монголы называют фуюйских кыргызов "дарно ойрат" или "западные ойроты", в то же время кыргызы именуют монголов "джун ойрат" – "западные ойроты". Не смотря на удаленность кыргызов Маньжурии от "тюркского мира" они не подверглись процессу ассимилиции, более того они смогли сохранить свою этнокультурную идентичность. Что касается языка, то фуюйские кыргызы являются билингвами. Кроме того, многие кыргызы помимо китайского, владеют монгольским языком.Очевидно, это обясняется близким соседством и нередкими смешанными браки кыргызов с монголами.
По антропологическому типу фуюйские кыргызы − в отличие от соседних народностей манжуров, монголов, дауров, эвенков – светлокожие и с европеодными чертами лица. Однако среди них также встречаются белолицые кыргызы с рыжими или светлокаштановыми волосами (шатены). Что касается хозяйственного уклада то фуюйские кыргызы прежде всего скотоводы (крупный и мелкий рогатый скот). В следствие чего в их питании преобладают мясо-молочные продукты. Особенно ценны айран, курут и пр.(Чжан Тайсян, Шамаев, Скоболев 1994:229).
Издавна научный интерес вызывает ряд вопросов: где находится историческая родина фуюйских кыргызов и в какое время они были переселены в Маньчжурию? Открытым остается и проблема относительно достоверности (точнее научная ценность) ранее выдвинутых гипотез и теорий ученых относительно вышеперечисленных вопросов.
Подавляющее большинство исследователей склонны полагать, что фуюйские кыргызы мигрировали на провинцию Хэйлуньцзян вXVIII в. поддавшись политико-военным событиям (Кызласов Л.Р., Худяков Ю.С). При этом исследователи опираются на исторические письменные источники и лингвистические сравнения. Некоторые исследователи считают, что катализатором для миграции стала последовавшее после монгольского ига эпоха Юань с ее политическим решением о переселении (депортации) кыргызов с их исторической родины.
Как известно, исторические событияСаяно-Алтая и Центральной Азии XIII в. связаны с именами основателя монгольской династии Юань в Китае Хубилай-хана (и его наследников) и среднеазиатского чингизида Хайду-хана (и его сторонников), которые имели давнюю вооруженную вражду между собой. Известно, что в войсках каждой из этих враждующих династий состояли кыргызы.
В то же время имеет право на жизнь и вторая версия. XVII-XVIII вв. явился одним самых драматических исторических вех для енисейских и тянь-шанских кыргызов. Это – карательные экспедиции царских (российских) войск на енисейское "Кыргызское государство"; борьба за выживание от нападок Алтан-ханов; гнет ойрот-калмыков; и наконец, насильственное переселение в 1703 г. кыргызов в Жунгарию.
Правила комментирования
comments powered by Disqus