Не секрет, что общественное мнение в Казахстане достаточно неоднородно в восприятии праздников двух эпох - советской, с одной стороны, и нынешней, суверенной, с другой. В Интернете встретилась любопытная информация, что на 70-летие Победы в Великой Отечественной войне из бюджета выделяются 5,7 миллиарда тенге, а на 550-летие Казахского ханства - 22 миллиарда тенге, или почти в четыре раза больше.
Исходя из первого тезиса, мы решили выяснить мнения наших известных соотечественников по следующим вопросам:
1. Может ли это говорить о смене приоритетов в оценке нашего исторического прошлого? И если да, то насколько это правильно?
2. Как это могут воспринять различные категории нашего общества, например, представители старшего поколения и другие? Или их мнение можно и не учитывать?
Человеческое измерение праздников
Нурлан Еримбетов, президент ОЮЛ "Гражданский альянс Казахстана":
1.Я считаю, что постановка вопроса некорректна, кто бы его ни ставил. Потому что это две абсолютно несравнимые категории, два абсолютно несравнимых мероприятия. Деньги, выделяемые на 70-летие Победы, пойдут на материальную помощь ветеранам, лечение, решение их жилищных проблем. Бюджет же празднования 550-летия образования Казахского ханства, как я думаю, будет направлен на огромную работу по возвращению нашей истории и исторической памяти. Это расходы на командировки наших ученых-историков в мировые архивные центры, где они будут искать первоисточники по казахской истории, а затем показывать их миру и на этой основе доказывать наши притязания в области политической истории. Сюда входят затраты на издание огромного количества учебников, научных трудов, статей, съемки документальных, научно-популярных и художественных фильмов. А сколько еще предстоит тех же археологических раскопок.
Это огромная работа на множестве направлений научно-исследовательского поиска артефактов, архивных документов, утерянных исторических документов, литературных произведений, которые должны нам высветить реальную 550-летнюю историю казахов. Я подчеркиваю - реальную! А не написанную дилетантами от истории, или в стремлении создать сиюминутную сенсацию в погоне за химерой дешевой популярности. Нам нужна правдивая документальная казахская история. И правдивость ее должна быть вдохновляющей, чтобы в моем воображении вырисовывались крепостные стены, боевые станы, беспощадные сражения - одним словом, все то, что и называется историческим наследием. А оно, уж так получилось, оказалось разбросанным по всему миру. И его надо по крупицам собрать, систематизировать и предъявить всему миру. А уже потом все это трансформируется в знания. Это работа, огромная работа, которой предстоит непочатый край и которая требует немалых расходов. В то же время любая сумма, выделяемая на 70-летие Победы, никогда не будет казаться достаточной. Слишком глубоко засела в нашем сознании память о войне. Еще живы ее участники, и мы можем еще услышать от них рассказы о ней. Мы можем пройти по местам боев и в какой-то мере ощутить энергетику тех трагических событий. Это была реальная война и соответственно реальный подвиг тех, кто победил в ней. А это в том числе наши деды и отцы - воины-казахстанцы. Я сам несколько лет назад ездил по местам боев, где сражались наши земляки. Видел памятники, стоящие там, и понимал, что это не просто дань уважения, но и дань памяти тем, кто выстоял и победил.
2. Мне кажется, это не тот случай, когда все измеряется деньгами. Для ветерана важно не то, какой костюм он наденет на торжества, или то, что ему подарят на юбилей Победы. Гораздо важнее зримые проявления уважения к тому, что совершило их поколение и каждый из них лично. А также неизбывная память обо всем, что связано с войной. И еще то, чтобы такое понимание было у всех современных детей, даже, несмотря на то, что это уже поколение компьютерной культуры. Ветеранов осталось не так уж много, так давайте же сделаем так, чтобы они всегда сидели торде - на самом почетном месте. Они это заслужили. Лично для меня важно, чтобы в какое бы государственное учреждение ни пришел ветеран войны и Победитель, его всегда встречали первые руководители. Разве это можно измерить категориями материального или финансового порядка? И именно это мы никогда не должны забывать. И чтобы им никогда не было обидно, что за мишурой праздника и его материальной составляющей остаются незамеченными их человеческие ощущения. И хотя на первый взгляд они могут показаться банальными, не будем забывать, что для них именно это, человеческое, измерение остается самым важным и необходимым. Вот об этом духовном аспекте праздника Победы давайте будем помнить.
Приоритетов нет, есть просто праздники
Джанибек Сулеев, веб-издатель:
1. А у нас часто ошибаются с приоритетами. Вторая мировая война, в которой принимали участие казахи в составе Красной, а потом Советской армии, могла стать хорошей базой для определенного рода пропагандистской, идеологической работы. Прежде всего, в армии. Но в этом смысле Казахстан достаточно формально отнесся к опыту Второй мировой и роли в ней Казахстана и казахстанских, прежде всего казахских, воинов. Праздник Победы стал как праздник 8-го Марта - вспоминаем и исполняем какие-то ритуалы только лишь в этот день. Все сводится к формальностям типа организации чаепитий для оставшихся ветеранов и дарения им мелких гаджетов в акиматах. Что касается общественного мнения и оценок, то здесь появилась следующая тенденция: дескать, казахи зря воевали за СССР, за Россию. Во многом это проистекает оттого, что Россия в современном виде все приписала себе и забыла, какой вклад внесли в Победу те же узбеки, кыргызы, таджики. Не говоря уже о казахах, давших, вопреки всему, свыше 90 человек - Героев Советского Союза. Причем, если учесть, что среди них нет крупных военачальников, генералов, то получается, все звания заслужены честнее некуда. Но как бы то ни было, именно во Второй мировой войне выковывалась новая, казахская Нация. Это там, на полях страшных инфернальных сражений, индивидуальных схваток, с глазу на глаз, казахи покрыли себя воинской славой, высшей славой, какая только может быть у человека, у народа, у нации. Некоторые "умники" вроде печально известного нашего земляка - "сына юриста" и депутата Госдумы РФ - постоянно гогочут, что русские, Советский Союз создали такую страну, как Казахстан, построили тут заводы, фабрики, города. Не будем встречно опровергать: мол, эти заводы-фабрики прежде всего работали на мощь СССР, который развалили в общем-то братья-славяне. Но вот забывать того, что именно части, оперативно сформированные в Казахстане и Сибири, объективно отстояли Москву в суровую зиму 1941-42 г.г., не стоило бы. Хотя бы из чувства элементарной благодарности.
В Конституции СССР был пункт об отделении каждой из союзных республик, и уж кто-кто, а казахи свой билет давно оплатили. Нет, не ударным трудом, не своим "каждым вторым патроном из казахского свинца", а именно кровью своих бойцов, защищавших, как ни крути, "старшего брата". А война - это главный маркер того, чего стоит или не стоит та или иная нация. Потомки чингисхановских, батыевских, аблаевских, кенесаринских орд показали себя во всей красе. Заметим, что 92-х казахов - Героев Советского Союза дал народ, численность которого еле-еле достигала двух с половиной миллионов. И казахи вправе, подбоченясь, сказать про себя: бiз болмасак, не болар едi Кенес Одагымен?
Это все, что касается Второй мировой. То есть у нас не было особых приоритетов по 9 Мая, это скорее народ по инерции продолжает праздновать его, а власть вынуждена считаться с этим, даже если и убрать из календаря 9 Мая. Но вместе с водой мы выплеснули ребенка. Наследие (историческое, военно-историческое) Второй мировой надо изучать досконально, сквозь призму того, какова же наша роль, что это вообще было для нас и т.д. и т.п. Но этого и близко нет. Так что дело не в деньгах, которые выделяются на празднование 70-летия, и при таком подходе оно и неудивительно. Молодому поколению плевать на Вторую мировую.
Что же касается празднования 550-летия Казахского ханства, то сильно смущает, что эта идея выскочила (создается такое ощущение) как черт из табакерки. Ведь мы даже в тучные годы не праздновали сколь-нибудь широко, скажем, 530-летие или 540-летие Казахского ханства. Верно? И что это вдруг за помпезность? Только потому, что дата круглая? Мне непонятно. Мое же личное мнение таково: основывать государственную идеологию на Аблай-хане, на Казахском ханстве было стратегической ошибкой. Учитывая краткость, историческую слабость и конечную бесперспективность этого ханства, которое в полной мере относится к кочевым ханствам эпохи заката конно-кочевой цивилизации, если брать по гамбургскому счету. Спрашивается, от кого же надо было вести свою государственную родословную? Я скажу. Что такое Казахстан и прилегающие территории? Это домен великого Джучи-хана, первенца "Потрясателя Вселенной". Тогда и великий Бату-хан органично входит в нашу историю, сюда же, безусловно, включаются и Аблай, и Кенесары. Но согласитесь, это уже совсем другой коленкор.
Когда белорусский Батька сказал кое-что про территории РФ с упоминанием казахов как единственных наследников великой кочевой цивилизации, он в определенной мере был прав, но с учетом нашей концепции "откуда мы пошли" мы даже виртуально не можем соответствовать характеристике Лукашенко. Ибо нам всего-то 550 лет. Причем, начиная примерно с 19-го века и до сороковых годов века прошлого, Казахстан и казахи уже привыкли к различного рода поражениям и, по сути, были вычеркнуты из общемировой политической истории, мировой политики, и никак не могли вдеть полноценно ногу в стремя. Вторая мировая стала спасением, как бы парадоксально это ни звучало. В этом был определенный символизм. Считал и считаю эту войну благом для казахов. Что бы ни говорили, вернувшиеся с той войны фронтовики дали сильный толчок, встряхнули своих сородичей самим фактом причастности к великому делу - победоносной войне. Традиционные жыры, сказания, музыка Курмангазы заиграли совсем другими красками.
2. О чем вы… Я же говорю - общественное мнение и по истории казахов, и по истории войны сегодня разделено. Есть масса неказахов как в Казахстане, так в самой России, которые считают, что Сталину надо было проиграть цивилизованным немцам, и все бы ездили на "мерседесах" и "майбахах". Что касается представителей старшего поколения, то они традиционно отпразднуют 9 Мая. Не думаю, что кто-то вникнет в цифры. А пышные празднования 550-летия все воспримут спокойно, безотносительно того, как отпразднуем 70-летие Победы.
Сопоставление неприемлемо
Расул Жумалы, политолог:
1-2. Я бы говорил не о смене приоритетов, а пока лишь о движении к смене. Само празднование 550-летия Казахии можно только приветствовать. Хотя, к огромному сожалению, очень много времени в плане адекватной и справедливой оценки нашей национальной истории было упущено, и это вряд ли способствовало укреплению государственности и единства всех наших граждан, подъему национального самосознания и упрочению независимости. Ведь что такое государственность, не подкрепленная историей, ее мудростью, преемственностью поколений и гордостью за славные дела предков? А в нашем случае историей, которую сначала в течение 70 лет для нас писали в Москве, и начиналась она с 1917 года, а затем в период идейного раздрая - чуть ли не с 1991-го.
Что касается Второй мировой войны, то именно такое название, принятое во всех странах мира, кроме России, я считаю более корректным. Какой смысл одну войну вычленять внутри другой? Зачем это сделали уже советские историографы, понятно - дабы скрыть, что в первые два года войны, в 1939-1940-м, Германия и СССР являлись союзниками в рамках пакта Риббентропа-Молотова. И сегодня эту правду, пускай, неприятную, люди должны знать. Что касается объемов финансирования двух юбилейных дат, считаю их сопоставление абсолютно неприемлемыми. В первом случае речь идет о создании Казахской государственности, величественнее и торжественнее чего для нас, граждан Казахстана, ничего быть не может. Во втором случае это, безусловно, героическая победа в войне, но которая унесла жизни 50 миллионов человек. И отмечать этот день, наверное, более уместно не фанфарами и бряцанием оружия, а поминовением всех павших и пострадавших, молитвами, чтобы такое вселенское кровопролитие более не повторилось, и всесторонней помощью ветеранам, не разово, а постоянно.
Правила комментирования
comments powered by Disqus