Запрет вводится в целях обеспечения энергетической безопасности.
Министерство энергетики Казахстана, как следует из документов имеющихся в распоряжении Kapital.kz, подготовило приказ министра «О некоторых вопросах поставок нефтепродуктов из России» согласно которого с марта месяца будет введен конвенциальный запрет сроком на 45 дней на импорт ГСМ из России.
Запрет вводится «в целях обеспечения энергетической безопасности, связанной с возможностью остановки крупнейших нефтеперерабатывающих заводов из-за имеющегося профицита нефтепродуктов завозимых из Российской Федерации». По данным Кapital.kz запрет должен вступить в силу в первой декаде марта.
Министерство энергетики не сумело договориться со своими российскими коллегами об ограничении импорта в Казахстан российских нефтепродуктов и в результате решило прибегнуть к жесткому варианту решения проблемы. Хотя еще вначале февраля глава компании КМГ Сауат Мынбаев, в собственности которой находятся все три имеющихся в Казахстане НПЗ, заявлял, что «сейчас речь идет о том, что объем завоза из России несколько превышает те объемы, которые были предусмотрены ранее индикативным балансом. Тем не менее, насколько я понимаю, сейчас конкретных решений по ограничению поставок нефтепродуктов из РФ не принято, и я не знаю проектов таких документов. Я так понимаю, такого ограничения не будет».
По его информации, уровень поставок светлых нефтепродуктов из РФ сложился на уровне 1 млн 800 тыс. тонн в год. Этот уровень ежегодно подтверждался индикативным балансом нефтепродуктов между Казахстаном и Россией.
Сам же министр энергетики Владимир Школьник, выступая перед депутатами парламента в рамках правительственного часа, оценивал ситуацию следующим образом: «Вы знаете, что в декабре мы дважды понижали цену на бензин марки АИ-92 и дизельное топливо. Внимательно смотрим за этой ситуацией. Сейчас полностью заполнены дизельным топливом почти 350 тыс. тонн и бензином марки АИ-92 все хранилища в стране». Таким образом, по его словам, «мы сталкиваемся с двумя проблемами. Если дешевый бензин, а сейчас бензин дешевый в РФ, а у нас он чуть дороже, хлынет сюда, то это хорошо. Сейчас это уже идет, но это может вызвать остановку наших заводов, потерю рабочих мест. Каким-то образом урегулировать эти отношения, держать их в какой-то разумной «дырке», над этой системой мы работаем. Мы встречаемся с Министерством энергетики Российской Федерации, чтобы решить, каким образом сбалансировать ситуацию, чтобы, с одной стороны, не остановить наши заводы, с другой стороны, обеспечить достаточное количество дешевого бензина».
Необходимо напомнить, что это далеко не первый случай введения Казахстаном запрета на импорт российских нефтепродуктов. Подобные меры применялись в 2013 и 2014 году. Причем именно с такой же аргументацией. Так в прошлом году бывший тогда министр нефти и газа, а ныне первый вице-министр энергетики Узакбай Карабалин, комментируя вводимый запрет заявлял, что «повторяется та же история, которая была в 2013 году, когда у нас запасы АИ-92 выросли почти до 400 тыс. тонн. Это привело к тому, что наши заводы стали останавливаться». По его мнению «это самый худший вариант по двум причинам. Первое: у нас из России завозится не беспредельное количество бензина. Оно обозначено индикативным планом, который мы друг с другом подписали. Это около девятьсот с чем-то тысяч тонн бензина. Если мы, скажем, за первый-второй квартал вывезли всё из России, то третий-четвёртый квартал мы уже не будем иметь такого ресурса. Второе: если мы заводы останавливаем, то не получаем той доходности, которую должны были бы получить. Это сразу сказывается на поступлении в бюджет от заводов, на поступлении в местные бюджеты, и эти суммы исчисляются миллиардами тенге».
«Складывается забавная ситуация, рационального объяснения которой нет, – сообщил на условиях анонимности топ-менеждер одной из крупнейших компаний трейдеров, работающих на казахстанском рынке. - В этом году необходимость введения запрета аргументируют девальвацией рубля. Но ведь в прошлом году девальвировался то как раз тенге, а в 2013 году ситуация с курсами была совершенна стабильна. Какого- то внятного, рационального объяснения, почему каждый год в феврале месяце на казахстанских заводах возникает «затоварка» ни ранее министерство нефти и газа, ни ныне министерство энергетики не дает, все время ссылаясь на какие-то внешние причины. То на валютный курс, то на цену нефти. Получается, прям, как по Жванецкому: «Если консервов нет - может в консерватории надо что-нибудь поменять», - заключил он.
Между тем, по мнению экспертов вряд ли введенный запрет сразу окажет влияние на цены на бензин. Более того, волне возможно, хотя и крайне маловероятно, что они снизятся. «Дальнейшее снижение цен вполне возможно. Потому что нынешняя «затоварка» должна привести к попыткам быстрее освободить эти емкости, тем более объемы загрузки нефтеперерабатывающих заводов не были снижены Министерством энергетики и нефтедобывающей компанией. Заводы выполняют предписанные им объемы поставок на внутренний рынок. Хранилища заполнены, поэтому вполне возможно дальнейшее понижение цен. Мы, понятно, страдаем от снижения цен, но как есть - так есть. Есть выигрывающая сторона от снижения цен - это потребители, население. Какая рыночная цена будет, с ней и будем жить. Здесь другого не дано», - заявил Сауат Мынбаев.
«Как вы знаете, за последние 1-2 месяца мы три раза снижали цену на бензин из-за снижения цен на нефть. И если цена на нефть снова понизится, то и бензин, конечно, подешевеет. Но если цена на нефть повысится, то и цены на бензин придется поднять», - сказал, отвечая на вопросы журналистов в ходе брифинга в Службе центральных коммуникаций, первый вице-министр энергетики Узакбай Карабалин.
Между тем, по словам спикера, «Сложно комментировать ситуацию, поскольку в Казахстане нет жесткой привязки цены на бензин к цене на нефть. Цена на бензин регулируется в «ручном режиме». Введение запрета на импорт российского бензина, конечно, с некоторым временным лагом снизит давление на казахстанский рынок. Позволит его стабилизировать, а казахстанским НПЗ, точнее компаниям которые поставляют туда давальческую нефть на переработку, разгрузить хранилища. Однако опыт 2013 и 2014 годов показывает, что запрет отнюдь не самая эффективная мера, поскольку и два года назад, и год назад он в результате приводил к дефициту на рынке ГСМ, и правительство было вынуждено его отменять и прибегать к экстренным мерам по спасению ситуации. Кроме того, все не исчерпывается только ценовым фактором. Не секрет, что, выбирая между бензином казахстанского и российского производства, большая часть потребителей предпочитает последний», - сказал собеседник Кapital.kz.
Правила комментирования
comments powered by Disqus