Очередной молодой казахстанец засветился в США в скандальной истории, связанной с исламскими террористами. 19-летний уроженец Туркестана Ахрор Сайдахметов был задержан в Нью-Йорке из-за предполагаемых контактов с боевиками Исламского государства. Еще двое казахстанских студентов - Диас Кадырбаев и Азамат Тажаяков, - проходят по знаменитому делу о теракте на Бостонском марафоне. Таким образом, все чаще на Западе молодые жители РК ассоциируются с исламистскими организациями, что, по словам экспертов, отражается на имидже страны и ее восприятии в мире.
Хотели убить Обаму
Казахстанец Ахрор Сайдахметов был задержан утром 25 февраля в аэропорту имени Джона Кеннеди, когда он намеревался сесть на рейс в Стамбул. По информации ФБР у него было два сообщника, граждане Узбекистана - 24-летний Абдурасул Джурабоев и 30-летний Аброр Хабибов. Американские спецслужбы располагают информацией, что А. Джурабоев планировал убить президента США Барака Обаму, а А. Сейдахметов намеревался отстреливать американских полицейских.
Эксперты отмечают, что все больше молодых казахстанцев проявляют интерес к исламской религии, поэтому встает вопрос о том, когда вера в каноны мирного ислама перетекает в исламизм и радикализм.
Религиовед, докторант Института философии, политологии и религиоведения Мурат Смагулов сказал, что исследования проведенные Центром исследования проблем религии показывают, что 75% казахстанской молодежи причисляет себя к верующим и лишь 25 называют неверующими. Причем и последних нельзя назвать атеистами, так как и среди этой категории казахстанцев есть так называемые агностики, то есть сомневающиеся.
Опросы показывают, что за последние 15 лет интерес молодых казахстанцев к религии, в основном исламской вырос многократно. Если в начале 2000-ых к верующим относили себя менее 50% юных жителей РК, то теперь уже три четверти. На это накладывается и рост числа религиозных объединений в Казахстане. С 1991 по 2015 год их число выросло с 670 до 3 481.
Нужна открытость
Председатель совета казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис отметил, что с одной стороны интерес молодежи к религии понятен, так как растет самосознание юношей и девушек, но с другой - в этом есть определенный риск, который кроется в том, что непонятно насколько широк радикализм в этой среде.
«Лучший способ борьбы с плохими идеями, это полная свобода для хороших идей. Пока мы пытаемся всех загнать в одни рамки, то сами радикализируем молодежь. Думаю, значительную роль в разрастании этой проблемы играет именно то, что в обществе нет открытой дискуссии о проблеме религиозности. Мы все пытаемся затушевать эти вопросы разными карающими законами в области религии, а результат получаем отрицательный», - заметил Евгений Жовтис.
Мурат Смагулов сказал, что в Казахстане необходимо учитывать такие риски для молодежи, общества, государства, как смена светских ценностей на ложные, псевдорелигиозные. Есть риск утраты этнокультурной идентичности, разрушения базовых социальных институтов. Возможно ослабление влияния традиционных религиозных институтов и духовенства и окончательный выход ситуации из-под их контроля. Неуслышанная молодежь быстро радикализируется и становится удобной мишенью для агитаторов сект, радикалов, а «религиозное инакомыслие» как результат разочарованной в духовенстве и правительстве молодежи может вылиться в так называемую «оппозиционную» религиозность.
Штаты не хотят видеть Казахстан прибежищем террористов
Координатор проектов по внешней политике Института мировой экономики и политики Аскар Нурша заметил, что новости из США по Ахрору Сайдахметову перекликаются с недавним заявлением помощника госсекретаря США Дэниелом Розенблюмом, где говорится, что Штаты не хотели бы видеть Центральную Азию прибежищем для террористов. Арестом группы граждан из стран региона Америка показывает, что такая проблема существует и по ней необходимо более плотно взаимодействовать. На стороне ИГ в Сирии и Ираке воюют граждане многих стран, их число превышает более двух десятков тысяч человек, в том числе выходцы из стран Центральной Азии. Высказываются опасения, что они могут вернуться в наш регион с оружием. Это реальная проблема, а ненадуманная, заметил г-н Нурша.
«Нашим силовым структурам надо укреплять сотрудничество и взаимодействие. Если говорить об имидже Казахстана в этом контексте, то, действительно, негативный эффект будет. Но пока речь все же идет о единицах. Все зависит от того, будет ли американская сторона сама раздувать это вопрос в СМИ и на политическом уровне. Нас на данный момент предупреждают о росте террористической угрозы, о том, что среди террористов есть граждане стран региона, и это чревато определенными последствиями для внутренней безопасности. Понятно, что необходимо предпринимать и усиливать контртеррористические меры. Но одного этого недостаточно. Кто-то едет воевать исходя из материальных соображений из-за сложных социальных условий. Но не менее значительная часть верующие, которые подверглись экстремистскому влиянию и принимают участие в боевых действиях по убеждению. Переубеждение, основанное на материальных стимулах и силовом принуждении, вряд ли окажется достаточно эффективным. Современное общество видится им бездуховным, погрязшим в поиске материальной наживы и пороке. Просто проводить разъяснительную беседу и включать антитеррористические ролики по ТВ, мало. Противодействовать надо на уровне идеологии и культуры. Молодежь должна видеть, что государство о ней заботится, что она нужна, что молодые граждане не просто статисты с флажками в руках на митингах и собраниях, а будущее государства, надо инвестировать в человеческий капитал и дать ему возможность проявить себя во всех сферах», - заметил он.
Число верующих не коррелирует с количеством радикалов
Эксперт в области безопасности Рустам Бурнашев считает, что в целом факты участия казахстанцев в Исламском государстве не скажутся на имидже РК на Западе, так как в любом государстве есть люди с самыми разными идеологическими установками. В том же теракте 11 сентября 2001 года принимали участие и граждане США. А двое казахстанских студентов, которые продолжают прибывать в Америке под следствием, не обвиняются напрямую в терроризме, а в сокрытии улик и препятствованию следствию.
«Нет никакой четкой корреляции между ростом религиозности среди молодежи и радикализмом. В США 99% населения называет себя верующими, но мы не видим всплеска террористической активности среди американцев. Потом, когда мы говорим о вере надо понимать, что в РК очень большая доля номинальных верующих, а тех, кто действительно соблюдает обряды и придерживается догматов из общего числа не больше 12%. Сейчас важно, какой будет реакция самого Казахстана на новости из США. Но есть еще одна проблема, у нас практически нет серьезных исследований по части религиозных взглядов молодежи, а те, что есть, то там не понятна какая методология использовалась. Существует предубеждение, что якобы радикализм подстегнуло принятие в 2011 году нового закона о религии. Это миф. Мы увидели всего две относительно заметные реакции на него – это некие невнятные ролики группировки «Солдаты Халифата», распространявшиеся в Интернете и две неудавшиеся попытки терактов на Западе Казахстана. Но есть другой важный вопрос – это образование. Здесь есть серьезные проблемы, связанные с тем, кто, как и чему у нас облучает в области религии», - отметил Рустам Бурнашев.
Директор бюро образовательных технологий University Жанна Мендыбаева тоже обратила внимание на проблемы образования. Она привела такой пример, что, в сентябре 2013 года на обучение в исламском университете «Нурмубарак» государством было выделено 152 гранта.
«И если спросить, сколько хотят учиться на теологов, культурологов, цифры явно не в сторону философии или культурологии. К вопросу, кто подгоняет, стимулирует интерес к религии: природа, как правило, не терпит пустоты, и у нас государство ставит знак равенства между духовностью и религиозностью», - заметила она.
Директор независимого аналитического центра «Религия, право и политика», исламовед Кадыр Маликов считает, что не стоит недооценивать угрозу радикализации молодежи в странах Центральной Азии, в том числе в Казахстане.
«Всё будет зависеть от ситуации в Афганистане. Там некоторые зоны не контролируются. Они могут стать центрами, откуда группы боевиков могут осуществлять проникновение на нашу территорию, внедряться и, когда потребуется, активизироваться. Другой вариант - джихадистские ячейки, уже существующие в Казахстане или в Кыргызстане. Часть из них разделяет идеологию ИГ. Эти «спящие» ячейки по команде могут активизироваться. Третий сценарий - внутренняя нестабильность. В любой точке Центральной Азии есть условия для социального взрыва. По этому сценарию боевикам остаётся ждать ситуации, которая возникнет сама собой, без их участия, и ею воспользоваться. Этого точно сказать не может никто. Западные СМИ утверждают: из Центральной Азии - более 2 тысяч боевиков уже в ИГ», - сказал Кадыр Маликов.
Портрет религиозности казахстанской молодежи
Согласно исследованиям КН МОН РК 14,3% молодых казахстанцев регулярно посещают мечеть, церковь, синагогу, 23% считают, что казахстанцы могут принимать нетрадиционные для местной ментальности религиозные взгляды и убеждения, 0,5% придерживаются новых религиозных воззрений. Показатель религиозности среди молодежи составляет 75,3% – трое из четверых казахстанцев в возрасте 18-29 лет называют себя в той или иной степени верующими
Правила комментирования
comments powered by Disqus