Вот уже третий месяц не находит своего решения проблема анклавов Сох и Шахимардан. В итоге страдают мирные люди. Чтобы пересечь пост «Водил» женщины и старики вынуждены простаивать в очередях по три-четыре часа. На их горе наживаются ненасытные кыргызские пограничники. Дорожные расходы растут параллельно с количеством грабежей и нападений.
Кыргызстанцев крайне раздражает равнодушие Бишкекских политиков, которые никак не могут понять, что здешний народ не привык и вряд ли когда-нибудь привыкнет к искусственным препонам. Для него Ферганская долина – это общая земля предков, единое пространство жизни. Жители Баткенского района неоднократно требовали от официальных властей Кыргызстана возобновления транзита через автодорогу «Риштан-Сох». Это, в первую очередь, помогло бы этническим кыргызам, кратчайшим путём проследовать в Ошскую область и на много сократить затраты на проезд.
Но правительство Кыргызстана твердо уперлось на своём и не намерено изменять свое решение. Они, видите ли, желают установить контроль над Бургандинским массивом Кадамджайского района и объектами Северо-Сохского подземного хранилища газа.
Я не сомневаюсь, кто-то нагнетает обстановку. Провокаторы хотят рассорить узбеков и кыргызов, разжечь новый конфликт. А некоторые чужеземные вояки так и тянутся к кобуре. Кому война, а кому…
Как патриот хотел бы предупредить, что по вине авантюристов Ферганская долина в ближайшем времени может оказаться на грани новых столкновений. Для этого имеются все предпосылки. Судите сами, помимо узбекских анклавов Сох и Шахимардан с населением более 65 тысяч человек, в Кыргызстане есть и таджикский анклав Ворух, где проживает более 20 тысяч человек, в большинстве своём – это агрессивные таджики. Нельзя также забывать и о находящемся в Узбекистане кыргызском селе Барак, где проживают до 1600 человек.
Так, где же лежит ключ к решению проблемы? Чтобы лучше понять суть вопроса необходимо взглянуть на него через призму геополитических интересов. Вознося личные амбиции выше интересов своего народа, власти Кыргызстана и Таджикистана идут на поводу у Кремля, видя в нем своё единственное спасение. Бишкек, к примеру, уже подписал соглашение о статусе и условиях пребывания объединенной российской военной базы на территории республики. А Рахмон капитулировал перед 201-ой российской военной базой, которая осталась на территории Таджикистана ещё на 30 лет. Ведь это самая крупная военная база России, которая находится за её пределами. А арендной платы – практически никакой. Мне искренне жаль. Как и всегда недальновидные кыргызские и таджикские политики поверили пустым обещаниям Москвы. Не сомневаюсь, что на этот раз они клюнули на сказочные инвестиции в строительство гидросооружений.
В то же время, противостояние с непоколебимым Ташкентом ничего хорошего не сулит. Во-первых, Узбекистан неоднократно разочаровывался в непредсказуемой политике России. Еще в 90-е годы безалаберность Ельцина довела ситуацию до того, что основные позиции на узбекистанском рынке заняли американские, европейские и восточноазиатские капиталы. Исходя из этого, Узбекистан придерживался особой позиции в отношениях с СНГ. На протяжении многих лет Ташкент смело игнорировал ЕврАзЭС, Таможенный союз, совместные оборонные проекты. А годом назад республика приостановила членство в ОДКБ.
И наконец, на протяжении последних лет Узбекистан развивает партнерские отношения с НАТО.
Вашингтон всегда поощрял эти направления политики руководства Узбекистана. Потому что США и Узбекистан имеют схожие позиции в области укрепления региональной безопасности. Обе стороны считают, что Центральная Азия никоим образом не должна вернуться под влияние какой-либо державы.
В то же время Узбекистан имеет самое многочисленное и наиболее однородное население в Центральной Азии численностью в 30 миллионов человек. Сам З.Бжезинский в «Великой шахматной доске» писал:
– Узбекистан фактически является главным кандидатом на роль регионального лидера в Средней Азии. У страны есть история, чувство самоидентификации, вполне обоснованная концепция региональной безопасности. Именно Узбекистан является определяющей страной этого региона.
В отличие от других стран ЦА руководство Узбекистана имеет конкретные геополитические проекты, считая своё независимое государство преемником империи Тамерлана, а её столица – Самарканд был центром великой цивилизации.
Кыргызы, узбеки, таджики, казахи и туркмены на протяжении веков жили в мире и согласии. Ну, а после ухода американцев из Афганистана им крайне важно сплотиться перед лицом угрозы терроризма и экстремизма, а не ждать помощи от ОДКБ, которая доказала свою полную неспособность даже в инсценированном Москвой Карабахском конфликте.
Автор: Нурлан иманалиев
Источник: maxala.org
Правила комментирования
comments powered by Disqus