В последнее время в свете угрозы «Исламского государства» независимым республикам Центральной Азии, эксперты и аналитики в большинстве своем склоняются в пользу того, чтобы признать Туркменистан самой уязвимой среди всех государств региона. Так ли это на самом деле? Одним из важнейших показателей в данном контексте является боеспособность армий государств Центральной Азии.
Сразу же после распада Советского Союза Россия и Туркменистан заключили договор по совместным действиям в сфере обороны. Россия, таким образом, выступила в качестве гаранта безопасности Туркменистана и передала части бывшей Советской Армии дислоцированные на туркменской территории для формирования вооруженных сил. При этом часть Пограничных войск, ВВС и ПВО оставались под российским командованием. Остальные находились под объединенным командованием с постепенной его передачей туркменской стороне в течение 10 лет. В переходный период российская сторона оказывала всестороннюю поддержку Туркменистану. А в 1993 году Москва и Ашхабад подписали соглашение о совместной охране государственных границ. Российская военная помощь позволила Туркменистану относительно безболезненно пережить трудные для становления молодого независимого государства времена и укрепить свой суверенитет.
Начавшаяся после 11 сентября 2001 года операция «Несокрушимая свобода» принесла в Центральную Азию перманентные угрозы дестабилизации. До сих пор ситуация в Афганистане продолжает оказывать устойчиво негативное влияние на Туркменистан. И хотя при Сапармураде Ниязове стране удавалось решить многие вопросы с Талибаном используя неформальные связи и методы народной дипломатии, при Гурбангулы Бердымухамедове этими ресурсами Туркменистан пользуется менее успешно. К тому с «Исламским государством» свидетельства пребывания которого на территории соседнего Афганистана все больше договариваться труднее.
Русскоязычная версия статьи в википедии сообщает, что численность вооруженных сил Туркменистана составляет ориентировочно 200 тыс. человек (2005 г.). Однако судя по проведенным экспертами исследованиям, эта цифра сильно завышена. Так, американский аналитик Дмитрий Горенбург год назад опубликовал результаты исследований, согласно которым Туркменистан оказывается в самом не выгодном положении среди всех вооруженных сил государств Центральной Армии. Численность вооруженных сил Туркменистана примерно от 18 до 24 тыс. человек. Для сравнения Казахстан 30-45 тыс. человек, Узбекистан около 40 тыс., Таджикистан от 7 до 20 тыс. человек, а Кыргызстан – 8,5 тыс. человек. По численности вооруженных сил Туркменистан не особенно уступает другим странам, а Кыргызстан превосходит в несколько раз. Проблема в том, что Туркменистан также как и Узбекистан не входит ни в какие военные альянсы, а в случае нападения внешнего врага Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан могут рассчитывать на помощь Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Обособленное положение Туркменистана требует от него дополнительных и больших по сравнению с другими государствами Центральной Азии вложений. Но в этом вопросе Туркменистан явно не на высоте. Он тратит примерно 210 млн. $ в год, когда, например, Узбекистан, также воздерживающийся от участия в ОДКБ, тратит около 2 млрд $ в год и старается обновлять свою военную технику.
По некоторым данным доходы «Исламского государства» сейчас составляют около 1-15 млн $ в день. А численность вооруженных формирований превышает численность туркменистанской армии. Безусловно, количественный анализ военного потенциала Туркменистана – это еще не качественный анализ, но и он свидетельствует, что стране, численность военного контингента которой немногим превышает численность американских войск, оставленных в Афганистане после 2014 года, явно недостаточно для преодоления угроз экстремистских группировок, заявляющих о своем стремлении захватить страну.
При этом Туркменистан богатая страна и тратит огромные средства на строительство различных объектов. Так, на строительство Олимпийского городка в Ашхабаде власти выделили около 5 млрд $. И это отнюдь не единственный пример масштабных трат руководства страны.
К сожалению, сегодняшней туркменистанской армии не хватает не человеческих ресурсов, ни финансовых вливаний, ни, скорее всего, компетенций для того чтобы чувствовать себя в безопасности. Туркменистанская армия может отразить вторжение небольших вооруженных групп, но неспособна самостоятельно без внешней помощи выдержать локальный конфликт продолжительного действия. И хотя драматизировать ситуацию еще рано, скорее всего, Г. Бердымухамедову в ближайшее время придется активнее заняться сектором безопасности своего государства. От укрепления вооруженных сил Туркменистана выиграют все конструктивно мыслящие и легитимные силы региона.
Правила комментирования
comments powered by Disqus