Энергетический потенциал Каспия для России несколько недооценен
Запасы нефти и газа Каспийского моря последние 25 лет во многом определяли и определяют геополитический фон развития процессов регионе. Именно наличие богатых ресурсов углеводородов привлекло после распада СССР внимание к Каспию со стороны западных политических кругов и ведущих нефтяных компаний. Для России Каспийский регион важен в силу исторических, географических, геополитических причин. Но, несмотря на то, что прогнозные запасы российской зоны ответственности на море сопоставимы с ресурсами соседей в регионе, российские компании за редким исключением пока были не очень активны здесь. Ситуация постепенно меняется и ведущие российские мэйджоры рассматривают возможность развития региональных проектов. Что не удивительно, ведь Каспий может стать не только новым нефтегазовым районом, но и важным полигоном для обкатки шельфовых методов добычи в рамках подготовки к масштабному освоению Арктики.
Игры с запасами
С момента распада СССР к региону Каспийского моря было приковано серьезное внимание по многим причинам. Долгое время крупнейший внутренний водоем в центре Евразии с важным геостратегическим положением имел закрытый статус. К нему имели доступ лишь СССР и Иран. Ситуация изменилась стремительно в 1991 году с появлением трех новых независимых государств Азербайджана, Казахстана и Туркменистана. И без того высокий интерес к региону и его ресурсам был сознательно подогрет путем завышения оценок, расположенных тут ресурсов. Для правительств новых независимых государств, появившихся после распада СССР, важно было обеспечить приход иностранных инвесторов и начать освоение ресурсов, западные же страны стремились «застолбить» за собой регион, вывести его из-под влияния России и подтолкнуть свои компании к масштабным инвестициям.
Со временем произошла определенная корректировка оценок. Регион Каспия сохранил за собой позицию важного международного центра добычи нефти и газа, но надежды получить статус альтернативы Персидскому заливу потерял. Актуальные данные запасов прикаспийских стран, согласно ежегодному обзору компании BP за 2013 год, представлены в таблице 1. Из обзора мы видим, что странами-лидерами по запасам среди Каспийской пятерки являются Россия и Иран, но их основные ресурсы расположены не в регионе. У Ирана преимущественно в зоне Персидского залива, у РФ — в Западной Сибири, Восточной Сибири, Дальнем Востоке, Арктике.
Новая энергетическая стратегия РФ
В середине марта 2015 года российская пресса активно начала обсуждать проект новой Энергетической стратегии РФ до 2035 года, которая планируется к принятию в ближайшее время. Интерес к ней вызван тем, что документ должен стать ответом для изменения политической ситуации на международной арене и новыми моментами в развитии мирового энергетического сектора, которые могут серьезным образом повлиять на перспективы российского энергетического сектора. Речь в первую очередь идет об последствиях украинского кризиса, планах ЕС создать Энергетический союз, а также экономической ситуации в России. Согласно обновленной версии стратегии добыча газа в 2035 год должна достигнуть 805-840 млрд. куб. метров газа в год, тогда как предыдущий вариант предполагал более высокий диапазон 885-940 млрд. куб. метров газа в год. Планы по нефти также были несколько скорректированы. Если в старой версии документа предполагалась добывать в год 530-535 млн. тонн нефти, то новая версия в качестве долгосрочного ориентира дает уровень 525 млн. тонн. Обновленная стратегия находится в стадии обсуждения и поэтому пока не известно какой уровень добычи ожидается в регионе Каспийского моря. Согласно же предыдущему программному документу Россия к 2030 году планировала добывать на Каспии ежегодно 22 млн. тонн. нефти и 21-22 млрд. куб. метров газа.
Российские запасы в регионе Каспия и планы по их освоению
Кто и на каких месторождениях будет обеспечивать добычу этого объема нефти и газа? Наиболее успешно в регионе работает частная российская компания «Лукойл». Ее приход в регион начался еще в начале 90-х, когда компания Вагита Алекперова стала участником консорциума по освоению сначала нефтяного месторождения «Азери-Чираг-Гюнешли», а затем газоконденсатного «Шах-Дениз». С начал 2000-х, по мере решения вопросов раздела дна северной части Каспийского моря (Согласно соглашениям между Россией, Азербайджаном и Казахстаном — к 2003 году было завершено размежевание дна северной части моря по серединной модифицированной линии), «Лукойл» приступил к освоению шельфа российского сектора. С момента начала разведки с помощью самоходной плавучей буровой установки «Астра» ей было обнаружено 8 нефтяных и газовых месторождений, а также 16 потенциальных структур в северной части Каспия с общими прогнозными запасами около в 260 млн тонн (1,9 млрд баррелей) нефти и 55 млрд кубометров газа. Всего же по оценкам Минприроды РФ, в российском секторе моря сосредоточено около 1 млрд. тонн условного топлива. После проведения системной разведки компания «Лукойл» самостоятельно, без привлечения иностранных партнеров, начала освоение месторождения Юрия Корчагина (по оценкам самой компании, запасы составляют 270 млн. баррелей нефтяного эквивалента, проектная добыча должна составить 2.3 тонн нефти и 1.2 млрд. куб. метров газа в год). В 2015 году «Лукойл» планирует начать добычу на месторождении Владимира Филановского с извлекаемыми запасами 153,1 млн. тонн нефти.
В последнее время заметен интерес к региону со стороны крупнейшей нефтяной компании РФ, «Роснефти». Осенью 2014 года стало известно о покупке компанией доли в проекте по разработке нефтеносного блока Лаганского недалеко от берегов Калмыкии. Также, являясь акционером Каспийской нефтяной компании с долей 49.89% в партнерстве с Лукойлом (49,89%) и Газпромом (0.216%) планирует начать освоение Западно-Ракушечного месторождения.
Крупнейшим газовым проектом России в регионе является Астраханское газоконденсатное месторождение, которое осваивает «Газпром». Его запасы оцениваются на уровне 3.5 трлн. куб. метров газа и 560 млн. тонн газового конденсата. Но несмотря на столь значительные ресурсы, уровень добычи не превышает 12 млрд. куб. метров в год. Объясняются столько скромные показатели специфичными характеристиками месторождения: высокой глубиной залегания газоносных пластов (около 4 км) и очень сложным составом добываемого газа, содержащего около трети сероводорода и углекислоты. Поэтому топливо с месторождения требует сложной и многоступенчатой отчистки. Для этих целей был построен Астраханский газоперерабатывающий завод, мощность которого собственно и определяет уровень добычи газа на месторождении, хотя мощность скважин позволяет добывать до 50-60 млрд. куб метров газа. К слову сказать с схожими проблемами сталкиваются операторы и на крупнейших казахстанских проектах в регионе Кашагане и Тенгиза.
Также у России в планах освоение в партнерстве с Казахстаном трех структур на границе секторов на Каспии «Курмангазы», «Хвалынское» и «Центральное».
Активность российских компаний на шельфе Каспия поддерживается налоговой политикой со стороны государства, предусматривающей льготы для освоения на морских месторождениях. При этом успешная работа «Лукойла» на шельфе Каспия несколько поменяла подходы российского правительства к допуску частных компаний к шельфу Арктики. Если ранее работать в стратегической нефтегазовой провинции могли только «Газпром» и «Роснефть», то в условиях экономических санкций со стороны западных стран, запрещающих в том числе передачу технологий по добыче на шельфе, высокопоставленные чиновники заговорили о возможности допуска и «Лукойла» на шельф Арктики. Об этом в частности заявил помощник президента Андрей Белоусов. Вообще Каспий для российских компаний представляет собой идеальный полигон для разработки и внедрения морских способов добычи, так как климатические и географические условия здесь более щадящие, чем в Арктике.
В целом очевидно, что на сегодняшний день энергетический потенциал Каспия для России несколько недооценен, в том числе по причине слабой изученности. Но при должном внимании и систематическом развитии регион может стать для нашей страны важной нефтегазовой провинцией, расположенной вблизи уже действующей транспортной инфраструктуры и не далеко от потенциальных рынков сбыта. При этом как показывает опыт компании «Лукойла», развитие добычи на море имеет мультипликативный эффект для развития экономики в регионе, так как влечет за собой комплексное развитие машиностроения и судостроительства.
Правила комментирования
comments powered by Disqus