Международный терроризм, пожалуй, еще долгое время будет оставаться одним из главных вопросов, требующих коллективной реакции от мирового сообщества. Но консенсус, в сложившихся геополитических условиях, труднодостижим. Проблема в том, что два, объективно ведущие в антитеррористических вопросах, мировых государства не могут прийти к консенсусу. И если РФ, в данном контексте, встречает нелогичную, контрпродуктивную и откровенно оскорбительную стену игнора (все помнят, как не сложился диалог ОДКБ-НАТО), то США строит эту самую стену, пытаясь противопоставить свою помощь в военно-технической сфере российской. Говорить о ее качестве, представляется, бессмысленным, так как даже крупнейший видео-хостинг YouTube заполонен видеоматериалами наглядно демонстрирующими «безотказность» продуктов американской военной промышленности.
Однако, что сейчас происходит, например, в Таджикистане, государстве Центральной Азии – регионе, стабильность которого в ближайшее время может оказаться под угрозой? Показательным в данном случае является прошедший Совет Министров иностранных дел Организации договора о коллективной безопасности. В частности, речь идет о поставке военной техники и вооружения Россией Таджикистану на общую сумму более 1 млрд. долларов (70 млрд. рублей). Причины таких действия с российской стороны назвал Министр иностранных дел С. Лавров: «… с южного направления в связи с деградирующей обстановкой в Афганистане, где наряду с традиционно присутствовавшими там экстремистскими группировками (включая «Исламское движение Узбекистана», «Исламское движение Туркестана» и «Аль-Каиду») сейчас уже появилось «Исламское государство».
Действительно, складывающаяся ситуация требует максимального участия всех сторон, заинтересованных в стабильности Центральной Азии.
Газета «Коммерсантъ», ссылаясь на свои источники, касаемо российско-таджикского взаимодействия сообщила следующее: «… Вооружения (от средств связи, стрелкового оружия и боеприпасов до авиации, артиллерии и зенитно-ракетных установок) будут в основном поставляться из числа стоящих на балансе российской армии. Номенклатура изделий уже согласована».
Также в Душанбе прошла встреча С. Лаврова с Президентом РТ Э. Рахмоном. Пресс-служба главы Таджикистана сообщает, что в ходе общения, помимо вопросов военно-технического сотрудничества, поднимались также политические, социально-экономические, инвестиционные и научно-культурные вопросы. В частности, пресс-служба заявляет, что подготовлены четыре межправительственных документа, направленных на решение проблем защиты прав таджикских трудовых мигрантов в России. Э. Рахмон, в свою очередь, заявил следующее: «… Укрепление стратегического партнерства с РФ — долгосрочное и приоритетное направление внешней политики Таджикистана».
Примечательно, что какая-то часть военной техники для таджикских войск может прийти с 201-й Гатчинской ордена Жукова дважды Краснознаменной военной базы РФ. Об этом стало известно по итогам визита рабочей группы ОДКБ на территорию базы. «… В настоящее время идет переоснащение на новые образцы военной техники. Во втором квартале ожидается прибытие эшелонов с территории России с техникой, которые будут идти по территории трех государств, являющиеся членами ОДКБ» - заявил командующий базой, генерал-майор Е. Тубол, отметив, что одновременно с этим будет происходить ремонт и модернизация уже имеющейся техники, которая, впоследствии, и будет передана таджикской стороне.
Нахождение российской базы на территории РТ существенно влияет на сохранение стабильности в республике. Позитивным является и то, что планируется увеличение контингента российских военнослужащих с 5900 человек до 9000 человек к 2020 году. Главной задачей базы является обеспечение национальной безопасности не только РФ, но и ее союзников в центрально-азиатском регионе. В том числе, речь идет об оказании содействия таджикским ВС в отражении угроз с территории Афганистана (таджикско-афганская граница наиболее протяженная из границ ИРА с бывшими советскими республиками – 1344 км), а также охране важнейших государственных и военных объектов Таджикистана. Кроме этого, предусмотрено участие 201-й военной базы и в качестве части Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ, в рамках которого военнослужащие будут подчиняться не только руководству ОДКБ, но и Верховным главнокомандующим РФ и РТ. Иными словами, Таджикистан уже заручился необходимой поддержкой. Чего пока не скажешь о том же Туркменистане, перспектива проникновения боевиков в который наиболее вероятна, если учитывать «позитивный нейтралитет», заменивший конструктивное сотрудничество.
Правила комментирования
comments powered by Disqus