В отличие от западных государств, где формирование информационной аналитики шло путем постепенного эволюционного вызревания, поэтапного встраивания информационно-аналитических институтов в политические институты общества, в Узбекистане аналогичные процессы протекали в ином темпе и при других условиях. Становление информационной аналитики Узбекистана как особой отрасли деятельности проходило в кратчайшие сроки, в обстановке максимальной интенсификации всех процессов и обострения многих проблем.
В настоящее время в Узбекистане существует ряд государственных центров, профессионально занимающихся аналитической деятельностью, среди которых центр политических исследований, институт стратегических и межрегиональных исследований, центр экономических исследований, институт прогнозирования и макроэкономических исследований, а также центры аналитики при соответствующих министерствах Республики Узбекистан. При этом понятно, что государственные аналитические центры оперируют официальными статистическими данными, которые не всегда соответствуют реальной политико-экономической картине.
Негосударственные аналитические центры, как правило, представлены в негосударственных некоммерческих организациях (ННО), которых в Узбекистане насчитывается более 5000, при этом реально функционируют, по неподтвержденным оценкам местных экспертов, не более 100-150. Остальные, учитывая, что их деятельность не подлежит налогообложению, существую лишь в виде «мертвых душ». Такая ситуация сложилась в конце 2003 г., когда правительство Узбекистана предприняло серию ограничительных мер, включая усложнение регистрации, банковских операций и свободы объединения ННО. Нейтрально-лояльное отношение государства к существованию и деятельности ННО сменилось жестким прессингом как в вопросах регистрации, так и в финансовых, связанных с жестким отсечением ННО страны от внешних донорских средств.
Основным источником их финансирования в настоящее время являются средства Общественного Фонда по поддержке ННО и других институтов гражданского общества (т.е. средства Государственного бюджета), которые распределяются среди ННО путем предоставления субсидий, грантов и размещения государственных заказов. Управляет средствами Фонда специально созданная Парламентская комиссия.
Конкурс на грантовые средства Общественного фонда по поддержке ННО де-факто проводится примерно 1–2раза в год. После объявления о начале конкурса один месяц отводится на формирование общественными организациями заявок на грант. В реальности небольшим региональным ННО без опыта составления плана проекта уложиться в такой срок бывает довольно сложно, а заранее подготовиться невозможно в силу того, что направления грантов не объявляются до начала конкурса. На практике бывает, что даже в случае выигрыша конкурса, вследствие государственных бюрократических проволочек по процедурам финансирования проект остается не реализованным.
Во всем цивилизованном мире сегодняшний аналитик - наемный работник умственного труда, который продает свой товар - интеллектуальную способность в её различных проявлениях государственным структурам либо заказчику, путем предоставления последнему аналитически выверенного нового выводного знания, на базе которого тот должен в принципе строить тактику и стратегию развития своих целей и задач. По сути, подготовленный аналитический материал только тогда становится аналитическим документом, когда он принят заказчиком (будь то государство или другая структура) к действию, поскольку лежащие в нем выводы, отвечают субъективно понятой последним объективной реальности, сложившейся на рынке к данному моменту. Вот именно в этом моменте наблюдаются большие сбои в аналитике Узбекистана.
Специфика информационно-аналитической деятельности Узбекистана во многом обусловлена тем, что фактически общественные инициативы страны не могут получить своей реализации в виде проектов, в виде акций. Если до начала прессинга ННО в Узбекистане была возможность отражения хоть каких-либо общественных инициатив, а также были обеспечены работой огромное количество людей в многомиллионном и самом многочисленном государстве Центральной Азии, то в настоящее время государственный заказ полностью перехватил данную прерогативу. При этом государственное финансирование не может адекватно покрыть внешние донорские средства для поддержки ННО.
В Узбекистане сложилась ситуация, когда практически все аналитики и даже «независимые» особенно в области политических исследований подконтрольны государству либо сами работают на спецслужбы. При этом при реализации ряда проектов по теме Центральной Азии, финансируемых в третьих государствах, именно из Узбекистана и Туркменистана возникает острая нехватка независимых аналитиков для сотрудничества. Многие компетентные либо как-то замеченные узбекистанские эксперты боятся сотрудничать с зарубежными НПО и НКО по идеологическим причинам, вследствие слежки или в силу проблем с финансированием.
Так для получения перечисленных средств на официальный счет организации в Узбекистан от иностранных доноров учредителям или исследователям порой приходится часами отчитываться в банках за полученные деньги. Обходным путем пользуются более смелые аналитики, прибегая к хитроумным вариантам получения своих гонораров с помощью перечисления денег на счет ННО в третьей стране (например, в более свободном Кыргызстане), а затем полученные деньги перечисляются в Узбекистан денежным переводом.
В кулуарных беседах с аналитиками из Узбекистана выявляются протестные настроения, связанные с контролем государства за их публикациями, публичными заявлениями и насаждаемой сверху тематикой исследований. Многие аналитики желают чувствовать себя свободно в плане мышления и высказываний, не хотят предоставлять ложную информацию по той или иной тематике.
По сути, получается ситуация, когда в стране есть реальный потенциал достаточно профессиональных и грамотных экспертов, которые могут и хотят предоставлять услуги сильной аналитики, но их результаты деятельности ими самими расцениваются как неэффективные, так как их рекомендации не могут каким-либо образом быть услышаны, не говоря уже о том, чтобы повлиять на принятие политических решений. Является очевидным, что сегодня, для того, чтобы работать в аналитических структурах Узбекистана, важно проявлять не объективность, а лояльность по отношению к государственной власти.
Можно сделать вывод, что аналитические структуры Узбекистана есть инструмент официальной идеологии, а не анализа информации. Главное в их деятельности – идеи политической власти, внедряемые в сознание масс. В идеале, при демократических политических режимах следовало бы использовать потрясающую власть информационно-аналитической деятельности для того, чтобы стимулировать умственные способности, вместо того, чтобы подавлять инициативы. Однако не всякая власть решится на подобные меры. Тем не менее, на наш взгляд, существующая в настоящее время институциональная и финансовая несостоятельность независимой информационно-аналитической деятельности в Узбекистане говорит в пользу необходимости формирования нового подхода со стороны государства, направленного на активное вовлечение в процесс принятия политических решений.
Аналитически отдел «Prudent Solutions»
Источник: http://analitika.org
Правила комментирования
comments powered by Disqus