Пока президент Туркменистана с высокой трибуны Всемирного водного форума в Корее предлагает ООН выработать водную стратегию и признать доступ к воде фундаментальным правом человека, жители отдельно взятого небольшого туркменского города Хазар (бывший Челекен) в полной мере испытывают на себе недостаток этой самой воды. И проблема эта не сегодняшнего дня, а по крайней мере последних пятнадцати лет. И если в зимнее время нехватка воды ощущается меньше, то с приходом жаркого лета ее недостаток становится едва ли не катастрофическим.
О водообеспечении Хазара мы писали уже не раз. Почти год назад в статье «Хазарцы страдают без воды» наши авторы подробно рассказали обо всех трудностях, с которыми сталкиваются местные жители. Воду в квартиры подают раза два-три в неделю и всего на несколько часов. Нередко воды в кране не бывает сутками, поэтому в моменты, когда ее все же подают, каждая семья заполняет все имеющиеся в доме емкости от кастрюль до бочек, поскольку неизвестно, когда в следующий раз придет живительная влага. Когда и эти запасы иссякают, горожане покупают воду у частников, а те, в свою очередь, приобретают ее в местном водоканале.
Основной причиной того, почему вода не доходит до жителей города, является плачевное состояние водопроводной сети. Сеть не модернизировалась со времен СССР. Труба в город идет из Балканабада и частью пролегает вдоль автомобильной трассы. Наиболее пораженный участок водовода длиною примерно в пять километров находится между населенными пунктами Готурдепе и Хелесом (см. карту).
Труба здесь настолько прогнила, что вода бьет фонтаном из многочисленных прорывов и, стекая, образует в пустыне пресные озерца. Неравнодушные люди пытаются залатать прорывы подручными средствами, наложив автомобильную шину, либо засыпав песком вперемешку с гравием, но толку от таких манипуляций мало – вода под напором постепенно пробивает любые латы.
Многочисленные обращения и жалобы жителей в адрес хякима Хазара результата не приносят, ибо местные власти не в состоянии решить проблему либо просто не хотят этого делать. Наиболее неравнодушные граждане не раз обращались и выше, в хякимлик Балканского велаята, и даже писали президенту Туркменистана, но проходят годы, а проблема с обеспечением водой остается.
Госпрограмма буксует
В январе 2011 года правительством Туркменистана была принята Генеральная программа обеспечения населенных пунктов Туркменистана чистой питьевой водой. Поначалу жителей Балканского велаята эта новость очень обрадовала, ведь программу разработала специальная государственная комиссия, составленная из ведущих специалистов профильных министерств и ведомств, Академии наук Туркменистана и хякимликов велаятов. Программой предусматривалось строительство водоочистительных заводов и опреснительных установок, а также обновление системы водопроводов. Читая туркменские СМИ, казалось, что буквально через год-два жители велаята забудут, что такое нехватка питьевой воды. С тех пор минуло более четырех лет, но в обеспечении балканцев водой никаких изменений не произошло: на трассе до Челекена трубы по-прежнему протекают, в Красноводске воды летом не бывает сутками, а в Бекдаше жители, до недавнего времени бравшие воду из опреснительной установки на заводе «Гарабогазсульфат», лишились и этой возможности – воды из этого источника всем не хватает. Балканцы вопрошают, неужели никто из членов комиссии не поднял вопрос о катастрофической ситуации с водообеспечением западного региона страны?!
Из всего того, что было заложено в госпрограмму, настойчиво выполняется, пожалуй, лишь один пункт, предусматривающий установку счетчиков потребления воды, да и то за счет самих же граждан…
От перестановки хякимов ситуация не меняется
В январе 2013 года, когда туркменские вице-премьеры по поручению главы государства стали курировать развитие регионов, появилась еще одна надежда на то, что проблема с обеспечением балканцев питьевой водой наконец-то решится. Официальные СМИ сообщали, что данное решение президента принято «в целях усиления контроля над осуществлением программных мер социально-экономического развития велаятов и города Ашхабада».
Куратором Балканского велаята был назначен Баймурат Ходжамухаммедов, также отвечающий в правительстве за топливно-энергетический сектор. За почти два года его «кураторства» в регионе ничего не было сделано по улучшению обеспечения населения водой, хотя на традиционных пятничных заседаниях кабинета министров вице-премьер исправно отчитывался о выполнении возложенных на него обязанностей. В ноябре прошлого года по непонятным причинам произошла рокировка, и Б. Ходжамухаммедов был назначен куратором Марыйского велаята…
А новым куратором Балканского велаята назначен Сатлык Сатлыков — зампредкабмина, курирующий в правительстве транспорт и связь. Вообще, личность С. Сатлыкова весьма интересная. Человек, о стремительной карьере которого мог бы мечтать каждый, еще в августе 2008 года заведовал отделом архитектуры и градостроительства хякимлика города Туркменбаши, правда, эта должность была, ни много ни мало, одним из главных звеньев в цепи проталкивания многочисленными турецкими фирмами своих строительных проектов в туристической зоне «Аваза». В 2009 С. Сатлыков назначается на должность зампредседателя Комитета по Национальной туристической зоне «Аваза» — самостоятельного управления в структуре Госкомитета Туркменистана по туризму. В скобках заметим, что многие в Туркменистане задаются вопросом, зачем нужно в стране два органа по туризму, если зарубежным туристам сюда попасть крайне сложно?
Полгода спустя президент утверждает Сатлыкова председателем данного комитета по «Авазе», а в июле 2010-го его ожидает очередное повышение – на сей раз должность хякима Балканского велаята. В кресле хякима Сатлыков просидит два с половиной года, до января 2013-ого, когда президент назначит его сначала министром коммунального хозяйства, а спустя 8 месяцев – заместителем председателя кабинета министров, курирующим в правительстве транспорт и связь. В ноябре 2014-го он становится куратором Балканского велаята…
Так какую же лепту внес Сатлык Сатлыков в решение животрепещущей проблемы с питьевой водой в Балканском велаяте? Жители Челекена говорят, что ровным счетом никакой.
Последние два года хякимом Балканского велаята является Бяшиммурат Ходжамамедов. Судя по снимкам водопроводной трубы, вопросами водообеспечения населения региона он, как и все его предшественники, тоже не занимается. А ведь при желании Б. Ходжамамедов, как бывший министр по экономике и развитию, мог бы сам сделать точные экономические и финансовые расчеты по реконструкции действующей в велаяте водопроводной сети и имеющихся водозаборных скважин, по строительству новых линий водоснабжения. Мог бы, но у этого хякима, как и у его предшественников, к сожалению, в приоритете оказывается не служение народу, который, кстати, его не выбирал, а услужение президенту, назначившего бывшего министра на должность руководителя региона.
Удивляет тот факт, что при таком большом количестве руководителей и всевозможных кураторов никак не решается самая главная проблема Балканского велаята. При этом чиновникам как-то удается регулярно отчитываться о водообеспечении населенных пунктов на заседаниях Кабинета министров, убеждая всех и, в первую очередь, президента, что в регионе проводится большая работа. Выходит, Г. Бердымухамедов верит на слово в построенные многокилометровые линии водопровода, пробуренные скважины, модернизированные насосные станции, чего в реалии не было и нет! Верит, потому что так удобно?… Ведь куда как приятно слышать елей в свой адрес, чем усомниться в словах чиновника; гораздо проще верить приведенным цифрам и фактам, чем на деле проверить их подлинность. Подчиненные же давно усвоили, что не проверит, не проконтролирует, не усомнится.
Кстати контролеров в Туркменистане — пруд пруди: Высшая контрольная палата, Генеральная прокуратура, ревизоры и аудиторы Минфина, отделы и управления МНБ и МВД, курирующие сферу экономики… Но ни одна из этих структур не отправится на проверку, не выявит и не обнародует факты нецелевого использования средств, выделенных под конкретные программы, не укажет на случаи растраты или прямого воровства, пока на эти действия не будет отмашки с самого верха, то есть от президента.
Ежегодно, начиная с 1995 года, в первое воскресенье апреля Туркменистан торжественно отмечает праздник «Капля воды – крупица золота». Но как можно убедить население в искренности этого девиза, если в реальной жизни они наблюдают, как и тонна воды, вытекающая из прохудившейся трубы, для кого-то вовсе не является золотом?
Между тем, государственное информационное агентство, комментируя прошедшие в столице торжества по случаю праздника, отметило, что «этот день стал воплощением исконных традиций, мудрости туркменского народа, который испокон веков хранил бережное отношение к воде, почитал ее как святыню». Мудрое население Челекена, в отличие от власть предержащих, знает истинную цену воде и, как может, бережет каждую каплю, понимая, что завтра ее может вовсе не быть…
Выступая с инициативой о выработке водной стратегии и говоря о фундаментальном праве человека на доступ к воде, Бердымухамедов поступает как тот петух, который главное прокукарекал, а рассвет пускай не наступает.
Правила комментирования
comments powered by Disqus