Об этом на бишкекской пресс-конференции в минувшую пятницу напомнил Армен Григорян, доцент Армянского государственного экономического университета, директор программы «Исследования национальной конкурентоспособности и интернационализации» исследовательского центра «АМБЕРД» (г. Ереван). Он также добавил: «Нам пришлось брать европейские кредиты и обустраивать всё на эти средства. И мы пошли на такой шаг, потому что есть уверенность — обустройство таможенной инфраструктуры и лабораторий в наших интересах».
Армянский эксперт и его коллеги из других стран ЕАЭС попытались максимально кратко и ясно убедить местную аудиторию, что плюсов от вступления страны в интеграционное объединение гораздо больше, чем минусов, особенно с учётом того, что почти все издержки по модернизации контрольно-пропускных пунктов и обустройству лабораторий, призванных впоследствии сертифицировать местную продукцию, давая ей беспроблемный выход на общий рынок, берут на себя наши партнёры.
«Реальным наполнением интеграционных процессов в экономическом смысле является помощь Кыргызской Республике со стороны Российской Федерации. Осуществляется эта помощь непрерывно. В последний период финансовые вливания очень серьёзны — даже несмотря на сложное положение самой РФ. Финансовые фонды в 1,2 млрд. долларов, 500 млн. на инфраструктурные проекты, - все эти средства должны быть максимально эффективно и быстро освоены с тем, чтобы сама Киргизия воспользовалась теми шансами, которые ей предоставляются с вхождением в ЕАЭС. Да, в России есть проблема импортозамещения — и существенную помощь ей могут оказать союзные страны, в том числе и Киргизия. Но это требует сертификации, соблюдения стандартов», - высказалась зав. Отделом экономики Института стран СНГ (г. Москва) Аза Мигранян. По её мнению, после присоединения КР к ЕАЭС в республике не стоит ждать сильного повышения цен — цены на многие товары здесь и так уже превышают московские. Также не будет и никакого тотального сворачивания торговли: торговцы из КР, наоборот, заинтересованы в как можно более скором открытии таможенной границы. Что касается государственного управления, то тут, по словам Азы Мигранян, «надо срочно повышать управляемость экономики республики, которой нужно глубоко дифференцированное отраслевое развитие и внедрение производственной кооперации».
Характерную для текущего момента степень включённости Кыргызстана в торговлю со странами ЕАЭС и перспективу развития этой сферы охарактеризовал зам. начальника отдела международного взаимодействия Департамента развития интеграции Евразийской экономической комиссии, ответственный секретарь рабочей группы по присоединению КР к ЕАЭС Фёдор Черницын: «В 2014 году товарооборот России, Белоруссии, Казахстана и Армении с Кыргызстаном составил 3 млрд. долларов, из которых экспорт в Киргизию составил 2,5 млрд, а импорт из Киргизии — 500 млн. долларов. Налицо дисбаланс, который нам предстоит совместно преодолеть. Думаю, что ваши производители воспользуются открывающимися возможностями, чтобы в серьёзной степени нарастить поставки продукции в страны Союза». «Членство в Союзе — это долгосрочная гарантия не только для мелкого и среднего, но прежде всего для крупного бизнеса, потому что тот теперь понимает: главы наших государств, правительств и наши министры будут регулярно встречаться для выяснения всех вопросов в части экономического сотрудничества», - заверил также представитель ЕЭК.
«Главная работа в том, чтобы гармонизировать наши экономические интересы», - пояснила Сара Алпысбаева, директор Центра макроэкономического анализа и прогнозирования Института экономических исследований Министерства национальной экономики Республики Казахстан (г. Астана). А белорусский эксперт, председатель наблюдательного совета бизнес-клуба «Экономический полюс (г. Минск), участник аналитического проекта информационно-аналитического центра Администрации Президента Республики Беларусь Михаил Малаш, отвечая на вопрос о возможном негативном вкладе Кыргызстана в быт Евразийского экономического союза, заметил: «Какой вред Кыргызстан может нанести другим странам? Представим, хлынет несанкционированный поток контрабандного реэкспорта. В этом случае другие страны будут вынуждены применять какие-то встречные меры. Таким образом, Кыргызстан навредит прежде всего сам себе. Но стать каким-то серьёзным проблемоносителем для ЕАЭС КР не сможет».
Правила комментирования
comments powered by Disqus