Так называемое «Исламское государство» (бывш. «Исламское государство Ирака и Леванта», ИГИЛ, ИГ, ISIS или IS англ., Daesh араб.) не уделяет Центральной Азии существенного внимания и не стремится проникнуть и закрепиться в этом регионе. Эти выводы идут вразрез с той информацией, которую распространяют СМИ и аналитики, отмечают сотрудники Польского института международных дел (PISM), подготовившие доклад «Ready to Go? ISIS and Its Presumed Expansion into Central Asia» («Готово идти? ИГ и его предполагаемая экспансия в Центральную Азию»).
В исследовании говорится, в частности, что ИГ «большей частью проигнорировала» заявления о верности ей со стороны «Исламского движения Узбекистана» (ИДУ) в сентябре 2014 года и что выходцы из Центральной Азии нечасто появляются в пропагандистских материалах этой террористической группировки. Между тем, в последнее время появилось большое количество новостных сообщений и аналитических данных, предупреждающих о том, что ИГ пытается укрепиться в Центральной Азии или другим образом представляет угрозу для региона. Власти центральноазиатских республик и России выражают тревогу в связи с угрозой, которую ИГ представляет для их внутренней безопасности, особенно после появления информации о том, что эта группировка увеличивает свое присутствие в Афганистане, с которым граничат три из пяти государств региона - Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан.
В докладе отмечается, что Таджикистан был встревожен сообщением о создании группировкой собственной провинции в Пакистане и Афганистане - «Вилаят Хорасан», однако, считает PISM, этот вилаят «имеет второстепенное значение для стратегических коммуникаций и геополитических интересов ИГ по сравнению с борьбой в Саудовской Аравии, Египте, Ираке, Сирии, Ливии, Алжире, Тунисе, а также в странах Западной Европы».
По данным PISM, жители Центральной Азии проявляют слабый интерес к ИГ, этот регион не является хорошим местом для набора террористами рекрутов. В частности, если сравнить число граждан, вступивших в ИГ, по отношению к общему количеству населения в стране исхода, то выяснится, что в боевики идет один из 14.400 туркмен, 40.000 таджиков, 56.000 киргизов, 58.000 узбеков и 72.000 казахов. В то время как в Иордании этот показатель составляет один из 5300, в Ливане - один из 6500, в Тунисе - из 7300, В Саудовской Аравии - из 18.200. Удивительно, что в некоторых странах Европы этот показатель порой выше, чем в странах Центральной Азии: в ИГ вступает один из 11.700 граждан Боснии и Герцеговины, 23.800 граждан Бельгии, 55.200 граждан Франции.
Всего, по сведениям PISM, в Ираке и Сирии воюют примерно 1400 выходцев из всех пяти постсоветских центральноазиатских республик, еще 3070 человек «поставили» Франция, Германия, Великобритания, Бельгия, Босния и Гецеговина.
Один из авторов доклада Качпер Рекавек рассказал «Азаттыку» (казахская служба Радио Свобода) о своей попытке пытался ввести в контекст то, что давно известно исследователям темы, - «к терроризму ведут бедность и политические репрессии». Но в итоге авторы доклада пришли к выводу, что бедность не является единственным фактором, который побуждает жителей Центральной Азии вступать в ИГ, есть и другие: социальная маргинализация и плохое религиозное образование. Эдвард Лемон из Эксетерского университета, занимающийся исследованием темы таджикских боевиков в Сирии, добавляет, что наряду с перечисленными факторами, на радикализацию влияет также подавление ислама в Таджикистане. «Идея братства, того, что в Сирии и Ираке строится рай, восприятие того, что там действует настоящий ислам, - все это явно присутствует в вербовочных видеороликах для Таджикистана», - пояснил Эдвард Лемон «Азаттыку».
Несмотря на то, что экспансия в Центральную Азию не является приоритетом для ИГ, выходцы из этого региона, сражающиеся в рядах террористов в Сирии, могут «вернуться домой и стать катализатором джихадистских сил в своих странах», и этот фактор репрессивные режимы могут использовать в качестве предлога для еще большего подавления гражданских свобод, говорится в докладе PISM. Впрочем, большинство боевиков проявляют слабое желание вернуться домой, а многие из них, скорее всего, будут убиты в боях в Сирии и Ираке.
Правила комментирования
comments powered by Disqus