Уже несколько лет ОАО "Кыргызалтын" переживает тяжелые времена, в настоящее время ситуация еще больше ухудшилась. О том, какие принимаются реальные меры по выводу предприятия из сложного финансового положения, рассказал "ВБ" председатель правления предприятия Алмаз Алимбеков.
"Кыргызалтын" не привлекателен для инвесторов...
– Вы пришли на эту должность три месяца назад в очень сложный период, когда предприятие является убыточным. Как вы думаете, можно ли вытащить госкомпанию из кризиса?
– В первую очередь не стоит терять времени на поиск виноватых. Необходимо, прежде всего, выбрать правильный "антикризисный путь", определить четкие критерии оценки сложившейся ситуации. Сейчас "Кыргызалтын" переживает не просто тяжелые времена, а системный кризис, который складывался годами. И если не предпринимать срочных мер, то рано или поздно компания придет к банкротству.
- Как у золотого монополиста могла сложиться такая финансовая ситуация?
- Первая проблема компании - истощение минерально-сырьевой базы, отсюда и отставание по геологоразведочным и проектным работам.
В свое время благодаря государственной поддержке на балансе компании находились порядка 18 месторождений полезных ископаемых. Однако позже все эти лицензии были аннулированы и переданы другим компаниям. В итоге у "Кыргызалтына" осталось всего 3 горнорудных филиала: "Терек-Сай", "Солтон-Сары","Макмал".
Что касается месторождения Терек-Сай, то там запас полезных ископаемых практически заканчивается. Такая же ситуация и с рудником Солтон-Сары, где осталось около двух тонн золота. На Макмале карьерные запасы закончились еще в начале 2004 года, сейчас завершается отработка запасов.
Помимо золоторудных месторождений, на балансе компании находятся аффинажный завод, пансионат "Кыргызское взморье", ювелирный завод, гостиница и медицинский центр.
Раньше у нас была концепция по выходу компании на мировые биржи. Но для этого нужно иметь серьезную минерально-сырьевую базу. Поэтому мы сейчас не можем воспользоваться такой возможностью. К тому же предприятие не совсем привлекательно для инвесторов. А это одно из условий для выхода на мировые биржи.
Вторая проблема – изношенность практически всего оборудования, техника выходит из строя. В результате идет потеря металла более чем на 30%. Мы не можем позволить себе работать на всю мощность, поскольку уровень износа оборудования на предприятиях является слишком высоким. Если брать по предприятиям, то в "Солтон-Сары" износ оборудования составляет 50%, на комбинате "Макмалзолото" – 59%, на "Терек-Сае" - более 80%. Если не модернизировать устаревшее оборудование даже при хорошей минерально-сырьевой базе, мы не сможем выйти на прибыль из-за больших потерь. Очевидно, что здесь необходима срочная модернизация оборудования.
Но опять-таки палка о двух концах: чтобы обновить оборудование, необходимо получить кредит, а чтобы с ним расплатиться, компании нужно нарастить минерально-сырьевую базу. Без нее ни один инвестор не даст нам ни кредита, ни инвестиций.
Есть и субъективный фактор – это слабый учет контроля металлов, что приводит к его недостаче.
– Не последнюю роль в плачевном состоянии предприятия играет и управление. Также то, что годами с Макмала нелегально вывозятся килограммы золота, но никто незаконную деятельность не пресекал.
– Сейчас приняты меры по усилению контроля работы службы безопасности и системы видеонаблюдения. Но сама аппаратура находится в плачевном состоянии, поэтому постоянно дает сбой. Вы не поверите, но на предприятии до сих пор частично используются аналоговые системы видеонаблюдения, а архив отснятого материала хранится лишь 21 день. Если вовремя не снимать архив, то он автоматически стирается. Если быть честным, то до сих пор сотрудниками аппарата "Кыргызалтына" архивы даже не просматривались. К тому же к ним имели доступ отдельные лица.
Поэтому принято решение обеспечить доступ к видеонаблюдению как службе безопасности, так и директору филиала. По сути, эти две структуры компании, получив доступ, должны контролировать друг друга. И теперь через каждый 21-й день будет сниматься полностью архив и просматриваться комиссионно.
... но их надо как-то привлечь
– В чем заключается антикризисный план компании?
– Это проект стратегии развития компании, предусматривающий формирование корпоративной структуры. Предлагается планомерный переход от нынешней филиальной структуры к холдинговой, то есть горнорудные филиалы преобразуют в совместные предприятия с долевым участием "Кыргызалтына".
Несмотря на сложившийся кризис, в краткосрочном периоде мы видим "Кыргызалтын" холдинговой компанией, управляющей крупными и средними проектами как в Кыргызстане, так и за рубежом. Считаю, это реально. В планах за счет привлечения инвестиций обновить и провести модернизацию производственных мощностей на филиалах и рудниках. Сейчас мы ведем переговоры с рядом заинтересованных инвесторов из Южной Кореи, Китая и других стран.
Ведется большая работа по инвестиционной привлекательности нашего предприятия, чтобы будущий инвестор мог вложиться в модернизацию, геологоразведку и производство. К примеру, на базе трех филиалов – "Макмалзолото", "Солтон Сары" и "Терек-Сай" – планируем создать совместное предприятие с инвесторами, которые предложат наиболее выгодные для предприятия условия. Конечно, условия по отдельным филиалам будут рассматриваться и изучаться отдельно.
- В вашей антикризисной программе предусмотрены ли пункты по улучшению условий труда?
- Да, действительно нам необходимо исправить положение. Как известно, на предприятии низкий уровень заработной платы сотрудников, которые приводит к текучке кадров. Очень важно здесь разработать грамотную кадровую политику, так как эффективная работа предприятия напрямую зависит от качества проделанной работы. Необходимо собрать людей в единый сплоченный коллектив, направить их знания, умения и навыки именно в то русло, в каком нуждается компания. А для этого надо вознаграждать людей за их работу достойной зарплатой.
В разрабатываемой нами стратегии развития компании кадровой политике уделяется большое внимание, направлена она на привлечение квалифицированных специалистов с предоставлением им конкурентоспособной заработной платы. Рассматриваются также варианты переобучения и повышения квалификации работников.
– Как вы оцениваете развитие горнорудной отрасли в целом в данное время?
- Горнорудная отрасль - одна из приоритетных отраслей республики, она может стать опорой стабильного экономического развития Кыргызстана. Однако пока она излишне политизирована, что является довольно негативным сигналом для потенциальных инвесторов. Важно улучшить информационную работу по вопросам взаимоотношений между государством, местным сообществом и инвесторами.
Необходимо проводить качественную разъяснительную работу для местного населения о выгодности каждого проекта, что позволит исключить конфликты местного населения и горнодобывающих компаний.
Несмотря на существующие проблемы, я считаю, что есть позитивные сдвиги. А именно в связи с введением нового Закона "О недрах". Лицензии на месторождения теперь выдаются открыто, прозрачно на основании конкурсов и аукционов. Идет справедливое распределение денежных средств между республиканскими и местным бюджетом. Предусмотрены дополнительные отчисления в местные бюджеты, платежи за удержание лицензии, "социальный пакет", за счет чего улучшается местная инфраструктура. Я считаю, что налоги и социальные отчисления и есть тот стимул для населения, чтобы они соглашались на разработку месторождений.
Правила комментирования
comments powered by Disqus