27 марта в Женеве состоялось пред-сессионное совещание в рамках Универсального периодического обзора по правам человека в отношении Узбекистана.
По мнению Надежды Атаевой, президента ассоциации «Права человека в Центральной Азии», в Узбекистане нет прогресса в области прав человека.
«Несмотря на то, что в Узбекистане, была ратифицирована Конвенция о защите от пыток и в уголовный кодекс была введена статья 235 о запрете пыток. На деле власти лишь проводят тренинги для сотрудников правоохранительных органов, конференции по изучению опыта других стран и говорят о необходимости дополнительного финансирования учреждений исполнения наказания», - отметила Атаева.
«Узбекские власти заявляют о 9 уголовных делах против виновных в пытках. Эти сведения они направили в Комитет ООН по правам человека. И этот показатель остается неизменным уже три года. Причем, вероятно, речь идет об одних и тех же делах. Говоря о практике пыток, правозащитники отмечают, что ситуация постоянно ухудшается. Виновных трудно привлечь к ответственности, так как власти не желают создавать условия для расследования случаев пыток», - пишет Атаева в своем блоге.
«Суды признают доказательства, полученные под пытками, несмотря на решение Верховного суда от 2004 года о недопустимости доказательств, полученных незаконным путем. Те, кто критикует власти и распространяет информацию о пытках, становятся жертвами преследований. За последние пять лет гонениям подверглись более 200 правозащитников и независимых журналистов, из них 16 человек в заключении, больше половины из них отбывают наказание по статье 159 (посягательство на конституционный строй) - все они стали жертвами пыток. Сотни активистов гражданского общества, открыто выражавших свое мнение, были вынуждены эмигрировать, их родные в Узбекистане становятся жертвами репрессий. Их престарелые родители подвергаются жестокому обращению со стороны работников МВД и СНБ, от них требуют ложных показаний против их детей, получивших политическое убежище. Так, в Швеции проживает политэмигрант Хасан Темиров. В 2012 году 7 его близких родственников удерживались представителями карательных органов до тех пор, пока его родители не согласились дать им его шведский номер телефона. В присутствии сотрудника СНБ мать была вынуждена позвонить сыну и умолять его вернуться», - сообщает провозащитница.
По словам Надежды Атаевой, ассоциация «Права человека в Центральной Азии» за последние 4 года получила более 20 писем от заключенных и более 150 сообщений о применении пыток во время следствия и задержания.
«Они описывают разные способы пыток и условия в которых находятся. Наиболее распространены: сексуальное насилие; заражение СПИДом через сексуальное насилие дубинкой; распространение туберкулеза путем помещения больного среди других заключенных; наказание голодом и жаждой; ограничение доступа к туалету - многие не выдерживают этой пытки, их потом помещают в штрафной изолятор и подвергают публичному порицанию; в колонии Жаслык заставляют учить наизусть произведения Ислама Каримова - и так далее. Об этих видах недопустимого обращения правозащитники пишут открыто, но Узбекистан не реагирует и официально рапортует о якобы позитивных изменениях в стране», - заключила Надежда Атаева.
Источник: "CA-NEWS"
Правила комментирования
comments powered by Disqus