Мы неоднократно писали о проблемах школьного образования в Кыргызстане, в том числе о сокращении количества узбекоязычных школ, отмене общереспубликанского тестирования на узбекском языке. Корреспондент «Ферганы» Екатерина Иващенко, приехав на юг страны, зашла в школы, поговорила с учителями… Состояние учебных заведений оставляет желать лучшего - даже школьные туалеты строят за счет грантов международных организаций. И вот что интересно: несмотря на усиленное государственное внимание к киргизскому языку, самым востребованным языком обучения остается русский. О состоянии школ на юге Кыргызстана - в репортаже нашего автора.
* * *
Я посетила четыре школы: две непосредственно в Оше и еще две в области. Все они были построены еще во времена СССР и давно нуждаются в капитальном ремонте. Состояние туалетов угнетает, а умывальников и вовсе нет: в школьном дворе, как правило, стоит колонка, в которой вода появляется время от времени.
Не надо даже проводить специальные исследования - можно лишь посмотреть, что дети выскакивают из туалетов, не вымыв рук, с грязными руками садятся за стол. А в результате - гепатит А, токсикоинфекции, дизентерия, гельминтоз, энтеробиоз... И это ещё не весь список. Во многих сельских школах не то что мыла и туалетной бумаги - воды не бывает, и говорить о соблюдении правил личной гигиены, о привычке мыть руки просто не приходится. Кыргызстанские врачи не один месяц говорят о росте заболеваемости гепатитом А. И хотя слово «эпидемия» пока не употребляется, ситуация критическая.
За исправление ситуации взялся ЮНИСЕФ. Программа это организации охватила около 25 тысяч детей в 38 школах и дошкольных учреждениях в наиболее нуждающихся сообществах Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областей. Программа предусматривает строительство туалетов и умывальных комнат, ремонт отопительной системы в школах и обновление школьной мебели.
Школа в селе Зардар
Директор школы №69 в селе Зардар Ошской области Авазбек Ходжибуваев рассказал, что его школа была построена в 70-е годы. С тех пор ремонт санузлов не проводился. При поддержке ЮНИСЕФ при школе было построено новое здание туалета - 22-х местный туалет с отдельными кабинками. Чтобы не было перебивок с водой, установлена водонапорная башня. А вместо единственной колонки построена умывальная комната на 12 мест. Я усомнилась, что дети будут бегать в умывальную после туалета, и не проще ли было установить раковины непосредственно в туалете. Но работник ЮНИСЕФ ответил, что если делать туалет и умывальню вместе, то слив быстро заполнится, а средств на постоянную откачку воды нет. Однако ЮНИСЕФ намерен в ближайшие месяцы выпустить пособия для учителей, в которых будет рассказано, когда и почему нужно мыть руки, а учителя должны будут донести эту информацию до детей.
Директор признал, что он не связывал гепатит А у своих учеников и другие заболевания с плохой школьной инфраструктурой, но исследования показали, что причина именно в этом.
Гигиена – это только одна проблема из многих, с которыми сталкиваются кыргызстанские школы. Другая проблема - переполненность. В рассчитанной на 536 мест школе обучается 1143 ученика. Школа русско-узбекско-киргизская. 80% учеников – узбеки, остальные - киргизы, турки, таджики, азербайджанцы. Третий язык обучения, киргизский, в школу внедрили недавно.
На государственном языке (киргизском) больше преподаются гуманитарные науки. Обучать детей сложно из-за нехватки учителей, владеющих киргизским языком: из 79 их всего 8. На 82% обеспечена школа книгами, из них только 35% - новые, изданные после 2000 года.
Авазбек Ходжибуваев негативно воспринял новость об отмене Общереспубликанского тестирования (ОРТ) на узбекском языке. «Нельзя было так сразу отменять ОРТ на узбекском языке. Надо было дать нам хотя бы три года, разработать методику, чтобы дети могли сдавать тестирование на другом языке. Будем надеяться, что ОРТ на узбекском все же вернут», - сказал директор. Напомним, что вначале года было отменено ОРТ на узбекском языке, однако месяц спустя Министерство образования решило проверить, насколько может оказаться востребованным ОРТ на узбекском. Так что не исключено, что тестирование будет возвращено.
Школа в селе Сузак
Далее мы зашли в школу №16 в селе Сузак Джалал-Абадской области. Здание 1970-х годов. Школа покрашена, но состояние ее плачевное: двери давно отошли от проемов, не хватает парт, инвентаря. Здесь нет отопления, из-за чего почти половина детей не приходят в школу во время холодов. По всей школе развешаны стенды с портретом национального героя, космонавта Салижана Шарипова.
Школа русско-узбекская (70% узбекоязычных классов и 30% - русских), поэтому переполнена в четыре раза: вместо положенных 600 учеников в ней обучается 2.438. Как рассказала «Фергане» преподаватель начальных классов Гуля Мажирова, наиболее переполнены именно русскоязычные классы: если в узбекских классах обучается до 25 учеников, то в русских – до 45. Так, в классе для первоклашек стоит 12 парт, а учеников – 42, за одной партой сидят по три ученика. Не хватает школе и учителей - но это не удивительно: средняя преподавательская зарплата - 5-8 тысяч сомов, причем независимо от того, обучаешь ты 25 или 50 учеников.
Прошу показать мне библиотеку. Интересно, что на узбекском языке дети обучаются по кыргызстанской программе, а на русском – по российской. Дело в том, что узбекские учебники переведены с киргизского, но их не хватает. Например, учитель физики Курбаналы Балтабаев рассказал, что на узбекский были переведены лишь учебники по физике 7 и 8 классов. Для того, чтобы обучать детей 9,10 и 11 классов, он лично переводит уроки из киргизских учебников, а потом диктует их детям.
Учебниками для русскоязычных классов школа почти не обеспечена, есть лишь те, что лет пять назад были преподнесены в дар от России, или еще советских времен, поэтому полки библиотеки пустовали. Но родители покупают учебники сами. Это недешево, тем более для сельчан: стоимость одного учебника – около 300 сомов. Но родители не жалуются – желание, чтобы их дети знали русский язык, перевешивает все трудности.
Русский язык нужен, это понимают и родители, и школьники. Все уверены: после окончания школы молодежь покинет Кыргызстан и отправится в Россию на заработки.
Городские школы Оша
Несмотря на то, что следующие две школы, где я побывала, находились в Оше, они были немногим лучше сельских. Те же здания семидесятых годов, такие же туалеты на улицах, то же желание учить русский язык…
Вот построенная в семидесятых годах киргизоязычная школа №17 им.Ю.Гагарина. Разговариваю с заместителем директора по учебно-воспитательной части Айнурой Эшматовой. Еще лет десять назад в этой школе обучались две тысячи человек, сейчас - всего 800.
«Родители хотят, чтобы их дети учились в русских школах, поэтому и такой отток учеников, их с каждым годом все меньше. Например, в 2004 году у нас обучалось 1400 человек, сейчас - 800. А русский учат, чтобы потом найти работу в Москве», - рассказала завуч. Школа пустеет, и один из ее корпусов отдали детскому саду при школе.
Понимая необходимость обучения на русском языке, в начале текущего учебного года в школе был открыт первый класс с русским языком обучения. По словам Эшматовой, количество таких классов планируется увеличивать. «В нашем детском саду открылась одна дошкольная русскоязычная группа. На следующий год эти дети пойдут в первый класс, а перваши станут второклашками. Так и будем увеличивать классы с русским обучением».
Однако теперь, подчеркнула преподаватель, возникла проблема обеспечения русского класса преподавателями и учебниками: «Ладно, учебники родители купили сами – так хотели, чтобы дети учились на русском. С преподавателями сложнее, многие давно уехали в Россию. Да, мы (преподаватели титульной национальности) русский язык знаем, но говорить на нем одно, а преподавать – совершенно другое. Но постараемся решить и эту проблему».
Последней школой, куда я зашла, была русскоязычная школа-гимназия №20 им. Исхака Раззакова. Вместо положенных 800 здесь обучается 1400 учеников, и количество желающих учиться здесь растет с каждым годом. Как рассказала социальный педагог Назира Хасанова, количество учеников в классах доходит до 40 человек, а в начальных – до 50.
«Нам катастрофически не хватает учителей, здесь остались, в основном, «патриоты школы» или учителя пенсионного возраста. Зарплата мизерная – шесть-восемь тысяч сомов. Причем многие учителя ведут по два класса, но платят им за второй класс не полную зарплату, а лишь 50%, как за замену преподавателя», - рассказала Н.Хасанова.
75% учеников школы – титульной национальности, русских – не более 5%. Обучение осложняется еще и тем, что многие ученики не владеют русским языком - но родители хотят, чтобы дети учились именно в русскоязычной школе.
Пару лет назад, когда в относительно новом районе Оша Ак-Тилек построили киргизоязычные школы, часть детей из школы №20 была переведена туда. Однако уровень образования в Ак-Тилек не устроил родителей, и они вернули детей обратно. Учителя переполненных школ просили перевести их на подушевое финансирование, но это не выгодно учителям киргизоязычных школ, поэтому пока все сидят на окладе.
Из маленьких проблем кыргызстанских школ вырастают большие национальные и государственные проблемы, будь то здоровье нации, или общий уровень образования, или вопросы, связанные с трудовой миграцией. Жаль, что пока школам помогают, как правило, иностранные доноры. И интересно, что русский язык даже на юге страны, где почти не осталось русскоязычного населения, остается едва ли не самым востребованным школьным предметом.
Автор: Екатерина Иващенко
Источник: "Фергана"
Правила комментирования
comments powered by Disqus