О новых вызовах в миграционной сфере в России, в том числе и в случае с трудовыми мигрантами из Кыргызстана, рассказывает директор российского Центра миграционных исследований Дмитрий Полетаев.
- Ваш центр отслеживает миграционную ситуацию в России. Как вы охарактеризуете ее на сегодняшний день?
- Эта ситуация быстро меняется. Решаются одни проблемы, но возникают некие новые вызовы. Считаю, концепция миграционной политики, принятая в стране, помогает реагировать на них. Однако для ее успешной реализации нужен комплексный мониторинг происходящих процессов, что помогло бы избежать многих ошибок. И здесь важно взаимодействие государственных структур с институтами гражданского общества. Определенный опыт сотрудничества уже наработан, например, при совершенствовании работы многофункционального миграционного центра в подмосковном Сахарово, который действует с начала нынешнего года. Но будь такой мониторинг налажен загодя, издержки можно было бы минимизировать уже на начальной стадии.
- На ваш взгляд, выводы сделаны?
- Нужные усилия предпринимаются, но я не могу не сказать о некоторых системных вещах в миграционной сфере, которые до сих пор вызывают у меня непонимание. Скажем, существующая система регистрации, которая много сохранила от прописки, несет сложности не только для иностранных мигрантов, но и для российских граждан. Потому что, скажем, внутренний мигрант из Орла или Владивостока, который приехал в Москву, испытывает те же регистрационные проблемы, что и прибывший из-за пределов России. Но почему бы не перевести акцент с миграционного учета на учет по платежу налогов? Если мигрант приехал и исправно платит налоги, это и должно быть главной контролирующей функцией. А если не платит, вот тогда его надо разыскивать. Тем более, что в условиях информатизированного общества, в котором мы все сейчас живем, найти человека не составляет труда. Регистрация мне представляется отжившим инструментом. В ней много рудиментов, от которых все-таки нужно избавляться.
- А что это за новые вызовы, о которых вы говорили выше?
- Я бы выделил следующие факторы. Во-первых, миграция в Россию становится более сельской. И многие проблемы, которые мы наблюдаем во взаимоотношениях коренных россиян с мигрантами, порождены проблемами между городским и сельским населением. Во-вторых, это менее образованные мигранты, чем прежде. Более образованные уже выехали и в Россию и другие страны. И третье – это люди, хуже знающие русский язык. Надо признать: даже при СССР в сельских местностях союзных республик русским владели хуже, чем в городах. Сегодняшняя миграционная ситуация в России усугубляется прибытием граждан независимых государств, где русский язык не является доминирующим. В результате многие трения, возникающие между россиянами и приезжими, завязаны именно на перечисленные факторы.
- То есть проблема адаптации мигрантов к российским реалиям не теряет актуальности?
- Считаю, что не менее важно адаптировать и россиян к мигрантам. К сожалению, в стране до сих пор нет музеев миграции, и многие жители мегаполисов уже не вспоминают, что они сами когда-то туда приехали. Забывая об этом, и не вспоминая о своем прошлом, они воспринимают вновь приехавших — таких же, как они сами — уже в качестве чужаков. Думаю, нужно продвигать в обществе идею всеобщего перемещения, на которое все имеют право, дружелюбного отношения к тем, кто приехал. Конечно, при условии, что последние будут исполнять российские законы, уважать традиции и правила, принятые на конкретной территории. Мне кажется, будучи построенным на взаимности, это очень позитивный путь. И организация таких музеев в мегаполисах, подобных Москве, Санкт-Петербургу, во всех городах-миллионниках принесла бы большую пользу.
- Но в короткие сроки их не создать…
- Пока подобные функции могли бы взять на себя местные краеведческие музеи. Но, конечно, это лишь один из предлагаемых элементов решения большой многогранной задачи. И без взаимодействия государственных институтов с гражданским обществом опять же не обойтись, без этого сложно загодя видеть какие-то проблемы и действовать на упреждение.
Так, например, в Москве мало мечетей. И в этой ситуации люди уходят молиться на квартиры, куда наведываются и радикальные проповедники. В результате появляются те мигранты, которые потом едут воевать на стороне ИГИЛ. Верующие в любом случае будут молиться, отправлять свои религиозные нужды. Но если это будет происходить открыто, в официально установленных местах, проще будет не допускать туда носителей экстремистской идеологии. Полагаю, в конечном счете, это тоже фактор адаптации мигрантов к российскому обществу.
- А как быть с русским языком?
- Вот тут, по моему мнению, важно продвигать обучение ему не только в России, но и в странах исхода рабочей силы. Потому что у тех, кто приехал в Россию, зачастую нет времени на какие-либо занятия. Этим объясняется и пониженный спрос на соответствующие образовательные услуги здесь, несмотря на наличие специально открытых учебных центров. Но люди прибывают сюда работать, а не учиться. Зато во время нахождения в своих родных республиках у их граждан больше и возможностей, и времени на то, чтобы позаботиться о своем будущем в России. И избежать там дополнительных проблем, которых и так будет хватать.
- Недавно Кыргызстан наконец завершил все необходимые процедуры и стал полноправным членом Евразийского экономического союза. Ваши прогнозы по поводу дальнейшей миграции граждан республики в Россию?
- В связи с распространением на них правил, действующих в ЕАЭС, они, безусловно, оказываются в гораздо более выигрышном положении, чем уроженцы стран, не входящих в Союз. Поспособствует ли все это увеличению миграционного потока кыргызстанцев? Я полагаю, что миграционная емкость среди экономически активного населения республики на сегодняшний день в значительной степени исчерпана. Все это, конечно, не повлияет на сохранение и упрочение связей в производственной, социально-экономической областях. Но нельзя не предвидеть проблем, которые все же могут возникнуть.
- И с чем они связаны?
- Это то самое, о чем мы говорили выше – усиление сельской миграции из Кыргызстана. Такие процессы происходят и внутри самой республики. Ведь и Бишкек испытывает огромный наплыв сельчан. Часть городских жителей выехала за пределы страны, зато другие отправляются в город в поисках работы. Аналогично — и с миграцией в Россию. Сельское население все активнее замещает часть городского населения, наиболее квалифицированные представители которого выезжали за рубеж в поисках работы еще начиная с 90-х годов. Но восполняющие этот потенциал сельчане зачастую менее образованы, чем горожане. Не потому что они не стремятся к образованию, а потому что просто имеют меньше возможностей для этого. Вот вам и один из поводов для недопонимания между местными и приезжими. Добавьте сюда упоминавшееся плохое знание или незнание русского языка.
- Но выходцы из Кыргызстана, по мнению самих россиян, традиционно более русскоязычные, нежели мигранты из ряда других стран.
- Да, это так. Об этом можно судить и по результатам наших исследований, которые свидетельствуют: кыргызстанцы трудятся на тех работах и в тех сферах, где без знания русского не обойтись. И это более престижные сферы и лучше оплачиваемые работы. Кыргызы раньше других начали миграционное движение, быстрее и лучше адаптировались в России, более коммуникабельны. Они – из более модернизированного, свободного общества, не придерживаются строго каких-то патриархальных традиций. Отчасти, наверное, поэтому именно Кыргызстан из всех центральноазиатских республик вслед за Казахстаном вступил в ЕАЭС. И это значительно упрощает пребывание граждан республики в той же России – они избавлены от необходимости приобретать патенты, сдавать комплексный экзамен.
- Однако освобождение от тестирования по русскому языку не освобождает от необходимости знания его. И не поспособствуют ли предоставляемые льготы ослаблению внимания к изучению русского языка в самом Кыргызстане, особенно в его сельских регионах?
- Повторюсь, миграционная ситуация быстро меняется под воздействием различных факторов, это надо учитывать и предпринимать необходимые шаги. Рассчитанные, в том числе, и на долгосрочную перспективу.
Правила комментирования
comments powered by Disqus