ИА «24.kg» публикует заключительную часть расшифровки телефонных переговоров Станции скорой медицинской помощи Бишкека, которые были записаны 7-8 апреля 2010 года, когда номер «103» работал практически в режиме нон-стоп.
Напомним, третий год в Кыргызстане продолжается судебный процесс по апрельским событиям. Убийство более 80 человек и ранение более 300 участников митинга следствие инкриминирует сотрудникам спецподразделений «Альфа» ГКНБ и «Арстан» СГО. Сейчас в материалах дела официально погибшими от оружия силовиков числятся 77 человек.
Расшифровки аудио-файлов вносят коррективы в «историю», написанную временным правительством. Выясняется, что например, будущих «героев апрельской революции» подбирали и возле торговых центров. В частности, на пульт «103» в ночь на 8 апреля 2010 года звонили раненые у ТЦ «Таатан». А теперь по материалам уголовного дела по апрельским событиям они проходят... потерпевшими.
Обманчивое затишье
Под утро 8 апреля раненые и погибшие перестали поступать в больницы. Диспетчерам звонили обычные граждане со своими заботами и болезнями. Их продолжали консультировать и направлять к ним медицинские бригады. Ближе к вечеру в Бишкеке началась настоящая вакханалия беззакония и вседозволенности. А в «скорую» вновь стали поступать раненые и погибшие...
20.07. На Лермонтова - Ворошилова. Тут драка.
Диспетчер: Звоните в милицию.
Абонент: У женщины кровь. Вы что? Давайте приезжайте!
20.15. Из 110-й коллеги беспокоят. Как там в городе обстановка? «Скорую» не дергают?
Диспетчер: Пока вроде тишина. Идут обычные вызовы.
Абонент: Вчера нас понатаскали по городу. Насмотрелись такого.
20.47. А вы работаете?
Диспетчер: Да.
Абонент: Тут возле «Вефа Центра» кучкуются люди. Я хотел заранее сообщить.
Диспетчер: Звоните по телефону 32-54-32.
Абонент: Это первая помощь?
Диспетчер: Нет, это на случай, если будут какие-то столкновения или что-то подобное.
Абонент: А милиция не работает?
Диспетчер: Не знаю. Мы не дозвонились.
20.54. На Бейшеналиевой собираются молодые люди. Милиция не отвечает. Мы им звонили. Позвоните, пожалуйста, в милицию.
Диспетчер: Милиции нет. 32-54-32 обращайтесь.
22.51. На «Таатан» (пересечение улиц Лермонтова и Ворошилова - прим. ИА «24.kg») машину отправьте. Тут идет перестрелка, двое ранения получили.
А платить будут?
20.10. По телевизору сказали, что 75 человек погибли. Всем дадут по 250 тысяч сомов.
20.27. Ранение начало опухать. Что нужно сделать?
Диспетчер: Куда ранение?
Абонент: В локтевой части и на ногах. Вчера он ранение получил, осколок от гранаты. Ему оказали первую помощь. Но он в больницу не пошел, домой вернулся.
Диспетчер: Обработайте вокруг раны йодом и дайте антибиотики в таблетках - пенициллин.
Абонент: А за это ранение будут платить, да?
Диспетчер: Нет, наверное, это же осколочное ранение. В 4-ю, в отделение травматологии везите.
21.36. Можно «скорую» в Кок-Джар? Мужчину сильно избили, напали в центре города. Ноги сломаны. Весь избитый.
21.46. Вы сможете приехать к ресторану «Сайран»? Это на улице Дэн Сяопина.
Диспетчер: Что случилось?
Абонент: Шла толпа. А муж меня встречал с работы. Без разбору стали избивать, и моего мужа в том числе. В него стреляли резиновыми пулями.
21.51. На Советскую - Ахунбаева нужна «скорая». Человека, кажется, убили. Он лежит и не шевелится. Трое-четверо на него напали, избили. А, нет, встал, но шатается.
Диспетчер: Вы прохожие?
Абонент: Нет. Мы милиционеры.
Диспетчер: Если встал и может идти, то, может быть, дойдет до больницы сам. У нас много вызовов, не успеваем. Люди избитые, убитые, раненые... И таких случаев очень много.
22.10. У человека голова разбита. На пересечении улицы Правды и проспекта Чуй. Ему 18-19 лет. Я просто прохожий. Да, травма головы.
22.20. «Скорая», срочно в ЦУМ! Тут человек застрелен, раненый... Нет, не надо, мы сами грузим его в машину. Куда везти, ближайшую больницу подскажите (в трубке слышатся крик и шум)?
Диспетчер: В травмпункт - отделение травматологии 4-й горбольницы. Или во 2-ю больницу на Шампанкомбинате.
22.24. (Врачи переговариваются с родными.) Говорят, вниз пошли, сюда, где автовокзал. Местные мужики вышли на улицы с дубинками. Там уже бегают, стреляют, гранаты кидают, шумовые, наверное. Вы окна хорошо занавесками закройте и, если что, телевизор выключите.
Абонент: Хорошо если они там остановятся, хоть бы в Маевку не пошли. Зачем они на автовокзал пошли?
Диспетчер: В той стороне тоже магазинчики есть, надо ж все грабануть. Сейчас заведующая пришла, говорит там толпа, здесь толпа. Кучками собираются. Говорят, вроде как из СИЗО выпустили заключенных.
На милицию и не надейтесь
19.24. Со вчерашних событий меня трясет до такой степени. У меня неврологическое заболевание. Весь день пью валерьянку, но ноги трясутся.
19.37. Это из Первомайского суда. На суд камни кидают.
Диспетчер: Пострадавшие есть? «Скорая» вам зачем?
Абонент: Нет. «Скорая» не нужна.
Диспетчер: В милицию звоните: 56-32-48, вызывайте.
Абонент: Не берут трубку там.
23.14. Это 16-я бригада.
Диспетчер: Там спокойно все?
Абонент: Да, всех разогнали. Тихо, спокойно все. Разгоняли с желтыми повязками и милиция.
Диспетчер: И милиция появилась?
Абонент: Нет, военные всех-всех разогнали.
23.22. У меня муж нервничает, спокойно не сидит. Постоянно выходит-заходит. Что ему можно дать?
Диспетчер: Валерьянки дайте, столовую ложку прям.
23.59. Это 1-я бригада. У нас смерть до приезда. Что родственникам говорить? Милиция приедет?
Диспетчер: Милиция не приедет. Пусть даже не ждут.
Вместо послесловия
За два исторических дня в «скорую» Бишкека поступило около 1 тысячи 500 звонков. Врачам приходилось отвечать и за милицию, которая в те дни оказалась напрочь деморализована и попряталась, предоставив город на разграбление мародерам. У последних хватало наглости вызывать медиков к местам своей «боевой славы». Слава получилась в буквальном смысле.
По материалам уголовного дела о событиях 7 апреля 2010 года, Мирлан Кадыралиев получил дробовое ранение возле торгового центра «Таатан». Бердибек Дурусбеков тоже застрелен из охотничьего ружья. Где - неизвестно. Но оба скончались в Чуйской областной больнице. Сюда привезли только двух раненых.
Оба похоронены с почестями, как и полагается героям. Оба посмертно получили звание «Герой апрельской революции», а их родственники - по квартире в Бишкеке и компенсации по 1 миллиону сомов.
И еще обратившиеся к врачам только 8 апреля 2010 года. В 16.55 - Абдыкалык Абдыкаимов, также как и Кайыпбек Абдувалиев. У них огнестрельные ранения. Где и при каких обстоятельствах они их получили - непонятно. Но с их слов, оба ранены снайпером на площади Ала-Тоо днем ранее. Они дают такие показания и в суде, обвиняя во всем военнослужащих спецподразделений.
Урмат и Отор Абдырахмановы обратились за медпомощью и вовсе 9 апреля. Они тоже утверждают, что огнестрельные ранения получили 7-го на площади во время взятия Дома правительства.
Арген Абдубачаев с огнестрельным ранением в левую ногу обратился к врачам только 11 апреля. Алыбек Абдылдаев и вовсе поступил в больницу только 13 апреля. Максат Ажыбаев терпел боль до 14 апреля, хотя (из его показаний на следствии) утверждает, что в правое бедро его ранили на площади Ала-Тоо 7-го...
И таких «героев» по делу проходит очень много. Очень-очень много...
Источник: 24.kg
Правила комментирования
comments powered by Disqus