Председатель Национального Банка Толкунбек Абдыгулов сегодня на пресс-конференции заявил, что внутренних причин для падения курса сома нет, в прочем их нет и для его роста.
Другими словами, Нацбанк практически признал, что экономика Кыргызстана настолько мала и примитивна, что не способна влиять даже на себя. Все колебания курса отечественной валюты представители ведомства объясняют так называемыми внешними факторами. «Наша экономика тесно связана с внешними рынками. В результате девальвации тенге, юаня, рубля произошла естественная корректировка курса», - сказал Абдыгулов на той же самой пресс-конференции.
Такая позиция удобна, прежде всего, для самого Нацбанка, мол, стоимость сома зависит не от нас, а от спроса и предложения, от самого рынка. Так, чем же живет отечественный финансовый рынок и на какие факторы реагирует?
После девальвации казахского тенге 20 августа, сом отреагировал моментально, в тот же день он упал до 66 сомов за 1 доллар, тенге стоил 20 тыйын. Официальная позиция озвученная НБ КР на брифинге в тот же день, сводилась к тому, что экономика Кыргызстана тесно связана с казахской из-за большого объема импорта. Но даже если бы мы закупали все продукты в Казахстане, девальвация тенге не могла так быстро повлиять на стоимость сома. Перед заключением новых сделок на импорт-экспорт прошло бы как минимум пара дней.
Но, слава Интернету и доступной информации, банки и обменные пункты, прочитав новости о ситуации, в Казахстане тут же изменили курс, без каких-либо видимых экономических предпосылок. Просто предполагая, что если не изменить курс сейчас граждане Казахстана приедут к нам и вывезут доллары из республики.
Таким образом, произошла «естественная», как ее назвали в Нацбанке, корректировка курса сома на обесценившиеся тенге рубль и китайский юань.
Как поведет себя сом в будущем предположить сложно, но сом продолжает дешеветь. Только за сегодняшний день, судя по курсу в обменных бюро, сом потерял еще 70 тыйынов. Однако, Национальный Банк не предпринимает никаких шагов для удержания стоимости национальной валюты: не выходит на рынок, и оставил без изменения учетную ставку (корректировка учетной ставки и интервенция основные рычаги влияния Нацбанка на курс сома).
Выжидательная позиция Национального банка свидетельствует о желании сэкономить золотовалютные резервы до того момента, когда ситуация будет действительно трудной, своеобразная подготовка к тяжелым временам.
Впрочем, существует и другая причина, объясняющая бездействия Нацбанка – в его участии сейчас просто нет необходимости. Побочный, но позитивный эффект от предстоящих выборов в Жогорку Кенеш то, что политические партии достают на свет хорошо припрятанные в зарубежных банках средства и активно пускают их в оборот на предвыборные расходы. Тем самым они наполняют долларами финансовый рынок страны, предотвращают дефицит валюты в стране и последующий рост курса доллара.
Учитывая это, в сентябре можно предположить не только стабилизацию сома, но даже небольшой его рост. После 4 октября, когда народ проголосует за будущих депутатов, позитивный эффект от политической жизни страны естественно исчезнет. Именно в это время ожидается следующий этап падения национальной валюты.
Правила комментирования
comments powered by Disqus