Отечественная оппозиция никак не уймется. Не мытьем, так катаньем пытается отобрать золотурдное месторождение Кумтор у канадских инвесторов-разработчиков. Вот и сейчас – достопочтенный бульдозер всех революций Азимбек Бекназаров заявил на заседании парламентской фракции «Ата-Журт», что более 12 тысяч избирателей подписали законопроект о денонсации соглашения по Кумтору. Такое право, напомнил Азимбек Анаркулович, у граждан есть.
- Мы ждали решения государственной комиссии, которую возглавлял министр экономики Темир Сариев. Но, видимо, она не намерена денонсировать соглашение по Кумтору. Поэтому мы решили через парламент лоббировать наш проект, - цитируют политика отечественные СМИ.
К слову, Бекназаров не удосужился объяснить причины, по которым те самые 12 тысяч кыргызстанцев решили разорвать все отношения с канадскими партнерами.
На самом деле очень хочется взглянуть в глаза если не всем 12 тысячам подписантов, то хотя бы парочке… Кто они, откуда? Чем занимаются эти люди, что знают о деятельности «Кумтора»? Вряд ли это возможно. Поэтому «Вести.kg» обратились к чиновникам, политикам, отечественным и зарубежным экспертам с просьбой озвучить свое мнение по теперь вот этой, «инициативной» ситуации.
Олег Панкратов, замминистра экономики КР:
- Моя позиция однозначна. Чем меньше поднимем шума, тем лучше, потому что это как лакмусовая бумажка, по которой оценивают нашу страну. И любые неадекватные действия международным сообщество воспринимаются под определенным углом зрения. Если мы хотим, чтобы инвесторы пришли к нам, тем более, в преддверии вступления в ТС, когда мы говорим о своих конкуретных преимуществах и ищем выход на рынок, зачем распугивать потенциальных партнеров такими шагами?
Валентин Богдецкий, член правления Кыргызской горной ассоциации:
- Призыв к денонсации приведет к самым печальным последствиям. Мы уже потеряли больше млрд долларов из-за нападок на Центерру. Наша доля доходила до 1 млрд 700 млн долларов, сейчас - менее 500 млн. Произошло это за счет падения курса акций. Еще раньше я призывал, чтобы мы сами осваивали Джеруй – мы могли взять кредит под залог акций, теперь уже нет этой возможности. И никто не беспокоится, что мы потеряли огромную сумму. Вы спрашиваете об инвестиционной привлекательности? Вывод вытекает из этих событий. Можете открыть отчет института Фрейзера, который ежегодно опрашивает крупнейшие международные компании. Недавно вышедший отчет показывает, что мы входим в пятерку самых непривлекательных стран по инвестициям в горной отрасли. У нас получился отвратительный замкнутый круг: мы нападаем на лицензиатов за то, что они не выполняют обязательства. А при таком вот рейтинге инвестиционной привлекательности они не могут найти деньги на проведение работ, им их попросту никто не дает. Соответственно, не выполняются обязательства, лицензии забирают, отдают другим, которые попадают в ту же мясорубку. Порочный круг надо разрывать. Необходимы волевые решения правительства, но, прежде всего, надо членам кабмина запретить делать опрометчивые заявления. Как, например, министр здравоохранения заявил, что из-за работы «Кумтора» в джеты-огузском районе канцерогенные заболевания увеличились на 40 процентов. Но это ведь ложь. И, по сути, чиновник дает указания всем жителям страны не пускать инвесторов, потому что, дескать, будет то же самое. Правительству нужно сделать заявления о поддержке инвесторов. Кстати, посмотрите на график восприятия инвесторов нашей страны: в 2010 году, когда произошла смена власти, индекс инвестиционной привлекательности высоко поднялся. Тогда Отунбаева сделала заявление, что мы поворачиваемся лицом к инвесторам, мы будем им всячески способствовать. Рейтинги тогда резко подскочили. Теперь опять упали.
Кенжебек Бокоев, депутат от оппозиционной фракции «Республика»:
- Лидер фракции «Ата-Журт» Садыр Жапаров давно поднимал вопрос о денонсации. Конечно, население имеет право на законодательную инициативу. Да, действительно, подобных шагов от населения было не много. Я знаю об одной народной инициативе по курултаям.
Свою позицию я озвучивал давно – нужно дать 3 месяца на, скажем так, мирные переговоры с кандаскими инвесторами. Если за это время прийти к единому мнению не удастся, будем смотреть. Но, в любом случае, денонсация – это уже радикальные меры.
Алексей Власов, российский аналитик:
- Здесь глубокая, методологическая тема - отношения к инвестиционным соглашениям. И четкие правила игры в этой сфере. Такие решения надо четко объяснять с документами и цифрами в руках, чтобы у других компаний не было ощущения зыбкости и неуверенности в достигнутых соглашениях. Смогут ли киргизские чиновники-политики разрулить эту ситуацию? Здесь вопрос политической воли руководства Кыргызстана. Думаю, что такая возможность все-таки есть.
Чолпон Джакупова, руководитель правовой клиники «Адилет»:
- На мой взгляд, ситуация по «Кумтору» - это продолжение декретов по национализации. Ящик Пандоры был открыт. Ведь когда группе политиков дается шанс или выбор решать вопросы в пользу своих интересов, им плевать на принципы законотворчества. У нас и так страна с невысокой правовой культурой и степенью уважения к закону, что приводит к пониманию, что закон – нечто весьма далекое, не имеющее фактического применения. На практике привело к тому, что традиция на законодательном уровне инициировать дурь – стала уже устойчивой.
Касательно инвесторов… Если вы, законодатели, решили поменять правила игры, договаривайтесь с другой стороной. Если нет, у вас будут обязательства перед международным арбитражем. Вот так произвольно – я так хочу, так и будет, не бывает. Конечно, инвестиционные показатели у нас будут падать. Мы зарекомендовали себя, как страшно необязательные.
Виктор Абрамкин, доктор права (университет Глазго, Великобритания) и владелец компании Cromwell Risk Consulting Ltd:
- Отрадно видеть стихийное законотворчество масс! Демократия и патриотизм пышным цветом. Только что-то мне подсказывает, не демократия это, и вовсе не стихийное волеизъявлением масс. Хотите проверить? Спросить любого из 12 тысяч подписантов, что такое «Кумтор», кто владельцы или еще лучше - попросите пальцем показать. На карте. Где этот самый Кумтор?
Ну, а если серьезно, здесь тот самый случай, когда известную субстанцию пытаются достойно превратить в конфетку. Полное беззаконие облекают в блестящую тогу народовластия, борьбы за экологию ну и, отчасти, в народное волеизъявление. Но под тогой дурнопахнущие намерения перепродать чужое.
Любопытно, эти продавцы выморочного интересовались рейтингом своей страны? Видели, насколько она представляется привлекательной иностранным инвесторам? Политические риски просчитывали? Судя по их действиям, нет. Me mortuo terra misceatur igni, - говорил Тиберий. Après nous le déluge, - вторила маркиза Помпадур. После нас хоть потоп, - пытаясь принять гордую позу архидемократов проговаривает нынешний режим КР.
Что же остается нам, тем кыргызстанцам, которые хоть толику, но получают бюджетных денег, в том числе и от кумторовских выплат? И никакие якобы «народные» законодательные инициативы не подписывали?
Может, выступить со своей идеей? Например, запретить называющих себя народными представителями заниматься вредительством, или обязать таковых согласовывать все свои действия с людьми, которые имеют реальное представление о законе и его применении.
В любом случае, кто-то должен поставить точку в этом беспределе, и в будущем решать все вопросы, связанные с инвесторами, в интересах народа. Народа и будущих поколений, а не кучки луженых глоток и их сиюминутных желаний.
Источник: "Вести.kg"
Правила комментирования
comments powered by Disqus