Своими действиями Рахмон создает в стране экстремистскую исламскую фронду, считает политолог Аркадий Дубнов.
Главные фигуры Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) - задержаны. Руководителей системной оппозиции подозревают в связях с мятежным генералом Назарзодой. Властям Таджикистана про эту связь стало известно только после того, как силовые структуры страны сообщили о ликвидации экс-замминистра обороны страны. После смерти главного обвиняемого, а по совместительству и свидетеля, якобы стало известно, что дестабилизацию в республике финансировали из-за рубежа.
Генеральная прокуратура Таджикистана обвинила председателя Партии исламского возрождения Мухиддина Кабири, а также всю её «верхушку» в организации сентябрьского мятежа. По имеющейся информации, уже задержаны 13 человек, включая заместителей главы ПИВТ Саидумара Хусайни и Махмадали Хаита. Сам руководитель партии находится заграницей. В официальном заявлении генеральной прокуратуры Таджикистана сказано, - «Назарзода А.М. в последние годы в целях осуществления своих преступных замыслов по непосредственному поручению и руководству председателя Партии исламского возрождения Таджикистана Кабири Мухиддина организовал более 20 мелких преступных групп и непосредственно руководил ими. Последнее решение о вооруженном нападении было принято в августе 2015 года и для этих целей посредством так называемых благотворительных фондов определенных кругов зарубежных стран к ним поступила крупная сумма денежных средств».
Также в сообщении сказано, что «при попытке скрыться и покинуть территорию Республики Таджикистан задержаны лица, являющиеся активными членами ПИВТ и подозреваемые в преступных действиях вооруженной группы Назарзода А.М».
Лидер системной оппозиции ПИВТ поспешил опровергнуть обвинения в свой адрес. «Я и наша партия никакого отношения к этим событиям не имеем. Генеральная прокуратура и раньше готовила дело против меня по сфабрикованным фактам экономического характера. Для того, чтобы объявить меня в международный розыск, им необходимо присоединить нас к этому мятежу, к которому мы не имеем никакого отношения», - сказал Мухиддин Кабири.
Напомним, сам Назарзода через Facebook также говорил о том, что не причастен к сентябрьским нападениям на таджикских силовиков, и не имеет отношения к ПИВТ.
Несмотря на это главное надзорное ведомство Республики Таджикистан сообщило, что доказательства вины членов Партии исламского возрождения и самого Назарзода — неоспоримы. Конкретные факты, в рамках расследования, не были преданы огласке.
Тем временем прокуратура арестовала собственность всех подозреваемых. «Общая сумма арестованного имущества вышеуказанных лиц составляет свыше 120 млн. сомони (около 1 млрд 234 млн рублей)», - говорится на сайте генеральной прокуратуры Таджикистана.
Напомним, что 14 августа была закрыта единственная типография ПИВТ. После, власти Таджикистана запретили саму партию, крупнейшую оппозиционную силу республики. Далее, в начале сентября произошли нападения на силовиков, в которых, в последствии, обвинили генерал-майора Назарзода и лидеров Партии исламского возрождения Таджикистана. В результате Абдулахим Назарзода ликвидирован, в главы ПИВТ арестованы.
О подоплеке событий «МК» рнассказал Аркадий ДУБНОВ, политолог, эксперт по Центральной Азии:
- Назарзода абсолютно никакой не мятежник и не оппозиционер. Тем более, он никогда не был исламистом, выражавшим интересы ПИВТ. Он был успешным военным, благополучным во всех отношениях. Занимая должность замминистра обороны, он сколотил свое большое состояние на продаже оружия в Афганистан. Что стало причиной его выступления 4 сентября, доподлинно не известно, возможно, он узнал, что кто-то решил наложить лапу на его бизнес, а может быть, кто-то захотел сделать из него оппозиционера и связать его с ПИВТ. Еще одной загадкой остается то, каким образом он смог за одну ночь собрать большую группу своих соратников, если верить информации из официальных источников. Наверняка можно сказать, что это не была попытка государственного переворота, потому что в такой ситуации лидер восстания должен заявить о своих целях, но вместо этого Назарзода исчез. Лидер ПИВТ Мухиддин Кабири тоже должен был сразу объяснить, что генерал никогда не был членом его партии, и все, что их связывает, это район Файзабад, в котором они выросли. С 1993 по 1997 год Назарзода сидел в Казахстане, где занимался зерновым бизнесом, и не принимал участия в гражданской войне.
Что произошло после нынешнего так называемого восстания, мы не знаем. С одной стороны, нам говорили, что он бежал, с другой, нам рассказывали, что он уже несколько дней был в руках президента Таджикистана Эмомали Рахмона, и может быть, не получив от него никаких ценных показаний, его просто убили и вывезли труп в ущелье. Ведь на самом деле никто не знает, как завершилась спецоперация. Каждый таджикский журналист выдумывает свою версию случившегося, которую ему якобы рассказал один из участников операции. Удивляет и то, что операция завершилась на следующее утро после саммита ОДКБ. Может быть, действительно, все так удачно сложилось, но некоторые сомнения остаются.
Ну а в среду началась откровенная охота на ведьм. Посмотрите список арестованных и задержанных членов ПИВТ. Это 65-70-летние старики. Типичная, заранее подготовленная охота на ведьм. Красный, черный или зеленый террор, называйте как хотите. Выглядит все очень пошло. И вот сейчас они начнут клепать обвинения одно за другим. Они уже подвели все к тому, что ПИВТ — партия террористов и должна быть запрещена. Между тем, она всегда была партией умеренных исламистов, созданной при участии небезызвестного в России Гейдара Джемаля. Но Рахмон заподозрил Кабири в нелояльности. Глава Таджикистана узнал, что лидер ПИВТ в 2013 году был готов поддержать на президентских выборах Заида Саидова. Он был успешным бизнесменом, состоял в хороших отношениях с нынешним мэром Душанбе Убайдулаевым, хорошо знал Дмитрия Фирташа, имел крепкие связи в российских бизнес-кругах. Это испугало Рахмона, и он решил арестовать его. Саидов получил 26 лет тюрьмы за сексуальные извращения, многоженства, подготовку убийства, злоупотребление и многое другое.
И вот теперь пришла очередь Кабири. Рахмон уверен, что мир примет это, потому что все выглядит как борьба с исламским экстремизмом, очагом которого стала ПИВТ. При этом он фактически создает в Таджикистане исламскую фронду. Многое говорилось о том, что таджики устали от гражданской войны, что они помнят ее ужасы и так далее, но за 20 лет выросло новое поколение, которое всего этого не знает, зато стало очень злым. Таджикские мусульмане оскорблены происходящим. Боюсь, что Рахмон не понимает, какие будут последствия.
Правила комментирования
comments powered by Disqus