Последнее время, с конца 2013 года, сотрудничество Кыргызстана и США переживает период серьезных изменений. Причем меняется не просто тональность, а формат и содержание отношений двух стран. Происходящий процесс можно назвать постепенным дистанцированием Кыргызской Республики от США.
Одновременно Кыргызстан сделал ставку на дальнейшее развитие отношений со своими основными экономическими партнерами – Россией и Китаем, вступил в ЕАЭС, что дает большой импульс для расширения связей с Россией и Казахстаном.
Отметим, что президент Кыргызстана достаточно часто встречается с главами России, Китая и Казахстана.
14 ноября 2013 года МИД Кыргызстана вручил послу США Памеле Спартлен ноту о прекращении деятельности американской авиабазы в Кыргызстане с июля 2014 года. В июле 2014 года, после тринадцати лет пребывания, с территории республики была выведена американская военная база – Центр транзитных перевозок, располагавшаяся в столичном аэропорту «Манас».
США не имеют больших экономических связей с Кыргызстаном, что подтверждается небольшим объемом торговли и американских инвестиций в кыргызскую экономику. При этом Бишкек и Вашингтон активно обмениваются взаимными дипломатическими и иными шагами.
Осенью 2014 года посол США в Кыргызской Республике Памела Спратлен накануне завершения своей дипломатической миссии в статье «Демократия в Центральной Азии: Поддержка Кыргызстана» заявила, что:
«…Другой проблемой для наших усилий по поддержке демократии Кыргызстана является возрастающее партнерство с Россией. Сталкиваясь со множеством внутренних и внешних проблем, президент Атамбаев наладил прочное партнерство с президентом России Путиным, считая Россию одним из малочисленных вариантов для получения крайне необходимой помощи. Данное партнерство оказало воздействие на наши усилия, приведя к прекращению военного присутствия США в Центре транзитных перевозок, в то время как Россия сохранила свою авиабазу в Канте. По ряду других вопросов новое руководство Кыргызстана приветствовало бы партнерство США, но отдает приоритет отношениям с Россией, что зачастую нам вредит.
Вопрос, каким образом Кыргызстан может поддерживать демократическую траекторию развития, стремясь к этому партнерству, остается без ответа. Решение президента Атамбаева вступить в протекционистский Таможенный союз к началу 2015 года иллюстрирует данную проблему. Как чиновники, так и представители бизнес-кругов не проявляют большого энтузиазма по этому вопросу, но отдаются на волю этого выбора ввиду отсутствия более выгодных альтернатив. Значительная поддержка США и Евросоюза демократических преобразований в Грузии и Украине подкрепляет умонастроения, что Кыргызстан должен действовать самостоятельно, хотя Кыргызстан является наибольшим получателем нашей помощи в Центральной Азии.
Помимо политического влияния, Россия оказывает культурное воздействие посредством учреждений советского наследия и своих СМИ. Большинство кыргызстанцев получают новости из русскоязычных источников. В частности, после случившегося кризиса в Украине, резкий антиамериканский тон российской пропаганды выстроил общественное мнение в стране на основе российского видения украинских событий. Хотя местные СМИ остаются свободными и разнообразными, они далеки от профессионализма и легко поддаются влиянию политических лидеров».
В феврале 2015 года временным поверенным в делах США в Кыргызстане был назначен посол Ричард Майлз, что вызвало беспокойство у официального Бишкека из-за его опыта работы в странах, где происходили «цветные революции». Временный поверенный был назначен до утверждения Конгрессом США в должности американского посла в Кыргызстане Шейлы Гуолтни, рекомендованной предыдущим послом в КР Памелой Спратли и ранее работавшей заместителем посла США в России.
Награждение Госдепартаментом США премией «Защитник прав человека» осужденного правозащитника Азимжана Аскарова (он узбек по национальности и был осужден по нескольким обвинениям, связанным с межэтническим конфликтом июня 2010 года), о котором было объявлено 16 июля 2015 года, вызвало негативную реакцию в правящих кругах Кыргызстана. Парламент и МИД КР осудили данный шаг. Также МИД КР сделал по этому поводу специальное заявление.
Правительство Кыргызстана приняло 20 июля постановление об односторонней денонсации с 20 августа текущего года рамочного соглашения между Бишкеком и Вашингтоном, подписанного 19 мая 1993 года, в соответствии с которым оказывалось содействие Кыргызстану со стороны США. Президент Кыргызстана поддержал решение правительства. В опубликованном комментарии МИД КР по поводу денонсации отмечается:
«…Денонсация Соглашения с 20 августа 2015 года коснется всех сфер сотрудничества между сторонами, охватывающее деятельность и проекты, реализуемые в рамках рассматриваемого международного договора, в том числе и проекты ЮСАИД. Это будет выражаться в прекращении предоставления налоговых, таможенных льгот, отмены привилегий и иммунитетов гражданам США (задействованных в проектах), приравненных к административно-техническому персоналу и т.д. И в целом, денонсация коснется всех лиц, которые участвуют в реализации проектов, основанных на денонсируемом Соглашении.
…Однако, последние действия Правительства США по награждению премией Государственного департамента США «Защитник прав человека» гражданина Кыргызстана Азимжана Аскарова, осужденного всеми судебными инстанциями республики за разжигание межэтнической вражды, организацию массовых беспорядков, соучастие в убийстве сотрудника правоохранительных органов в ходе трагических событий в июне 2010 года, поставило под сомнение конструктивность и равноправность двустороннего сотрудничества между двумя государствами. Кыргызская Республика категорически не приемлет и не признает вручение данной награды лицу, осужденному за тяжкие уголовные преступления в нашей стране.
Награждение А. Аскарова премией «Защитник прав человека» воспринято кыргызской стороной как способ вызвать негативный международный резонанс и как фактор, направленный на подрыв процесса укрепления единства народа и согласия в стране. Кыргызская Республика, оценивая поддержку США в укреплении демократии и ее социально-экономического развития, подчеркивая важность США в качестве стратегического партнера, при этом отмечает, что серьезный ущерб двусторонним отношениям нанесен не по инициативе Кыргызстана».
В ответ на денонсацию 29 июля в Бишкеке с визитом побывал первый заместитель помощника Государственного секретаря США Ричард Хоугланд. Состоялась его встреча с заместителем министра иностранных дел Кыргызстана Аскаром Бешимовым. В интервью самой тиражной газете среди русскоязычной прессы Кыргызстана «Вечерний Бишкек» Р. Хоугланд так ответил на вопрос о текущем состоянии связей между Кыргызстаном и США:
«Двусторонние отношения, включая дипломатические, переживают взлеты и падения, но мы всегда должны находить пути для продолжения взаимовыгодного сотрудничества, уважать друг друга, верить друг другу, чтобы развивать отношения в позитивном направлении. Мы найдем такие пути и в данном случае, а сейчас мы находимся только в начале процесса».
20 августа в Вашингтоне в Государственном департаменте новый посол США в Кыргызстане Шейла Гуолтни принесла присягу. На утверждение Сената президент США выдвинул ее год назад, 28 августа 2014 года. Сенаторы проголосовали за ее кандидатуру 5 августа 2015 года. 6 сентября Шейла Гуолтни прибыла в Бишкек для выполнения обязанностей посла Соединенных Штатов Америки в Кыргызстане.
8 сентября в Бишкеке побывала помощник Госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Ниша Бисвал, которая встретилась с министром иностранных дел Кыргызстана Эрланом Абдылдаевым и заведующим отделом внешней политики аппарата президента Кыргызской Республики Сапаром Исаковым. Как сообщила пресс-служба МИД КР, Э. Абдылдаев и Н. Бисвал обсудили текущую ситуацию в двусторонних отношениях, а также вопросы региональной и международной повестки дня. Глава внешнеполитического ведомства Кыргызстана и представитель Госдепартамента США затронули вопросы проектно-программной деятельности американской стороны на территории республики. По сообщению пресс-службы президента КР, С. Исаков и Н. Бисвал также обсудили вопросы нынешней ситуации в кыргызско-американских отношениях и дальнейшего взаимодействия. Кстати, Н. Бисвал недавно, 3 апреля 2014 года, уже посещала Бишкек для встреч с официальными лицами, включая президента КР Алмазбека Атамбаева.
Изменение межгосударственных отношений отражается и в информационном пространстве. В местных прозападных СМИ стали появляться критические статьи о политическом курсе Кыргызстана. В государственных и прогосударственных СМИ Кыргызстана появилась критика в адрес внешней политики США, части кыргызстанской политической оппозиции, ориентирующейся на связи с США, и некоммерческих организаций, связанных с политической деятельностью.
За постсоветский период в республике была создана значительная американская инфраструктура. В Кыргызстане в отличие от других центральноазиатских государств работает много офисов международных фондов и неправительственных организаций, связанных с США (Национальный демократический институт, Международный республиканский институт, Фридом Хаус Кыргызстан, Фонд Сорос-Кыргызстан и многие другие) и включенных в той или иной степени в политические процессы.
В Бишкеке только что достроили новый кампус для Американского университета в Центральной Азии, в городе Токмак Чуйской области работает вуз американского типа – Международный университет Центральной Азии. В столице Кыргызстана строят новое здание американского посольства.
Связи между двумя странами сохранятся в силу ряда объективных причин: наличия долгосрочных американских интересов в Центральной Азии и значительной американской инфраструктуры в Кыргызстане, стремления политической элиты Кыргызстана поддерживать отношения со всеми присутствующими в регионе глобальными акторами, наличия у части кыргызстанской элиты прозападных настроений и связей, важного геополитического положения республики в регионе (Кыргызстан граничит с Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР, безопасность и экономическое развитие которого крайне заботит Пекин).
Отношения Кыргызстана и США находятся в процессе изменений, но их вектор вполне определен. Новое состояние отношений двух стран можно назвать «нормальным» в сравнении с сотрудничеством США с другими постсоветскими республиками Центральной Азии.
Правила комментирования
comments powered by Disqus