Кто из нынешних королей останется в политической игре, и какие новые фигуры могут в нее включиться?
Главное политическое событие года – выборы в парламент - завершилось. Оглашены предварительные итоги, а партии–победительницы делят мандаты и перетряхивают списки кандидатов.
Кто из топовых двадцаток и тридцаток получит заветные места в Жогорку Кенеше – решится на политсоветах, заседания которых пройдут на следующей неделе. Законодательную ветвь власти составят шесть партий. Правда, сопредседатель партии «Бутун Кыргызстан Эмгек» Адахан Мадумаров потребовал пересчитать голоса на отдельных участках. Однако глава ЦИК Туйгунаалы Абдраимов заявил, что можно хоть год считать бюллетени, результат вряд ли изменится. Проценты, выданные «умными урнами», подтасовать невозможно, и по итогам ручного пересчета данные совпадают.
Удачно сохраниться
Пока ЦИК собирает жалобы и анализирует присланные УИК и ТИК протоколы голосования, эксперты рисуют формат будущей коалиции большинства. Судьба кабинета Темира Сариева и кандидатура спикера окажутся в руках ее участников.
Аналитики утверждают, что у нынешнего премьера есть неплохие шансы сохранить пост, да и менять его сейчас нет смысла. Глава кабмина доказал преданность президентскому курсу и умение лавировать между седьмым этажом «Белого дома» и депутатами.
«Он лояльная фигура, а его партия «Ак-Шумкар», хоть и не участвовала в выборах, зато поддерживала генеральную линию СДПК. Коалицию сформируют именно социал-демократы. В партнеры непременно позовут «Кыргызстан». А вот кто станет третьим, это и определит судьбу Темира Сариева и его правительства. Если, к примеру, «Онугуу-Прогресс», тогда Сариева и его команду могут сместить. Не удержится он, если в коалицию войдет «Республика – Ата Журт», - отмечает эксперт Кайрат Осмоналиев.
Он напоминает, что расстановка сил в исполнительной ветви власти зависит и от распределения квот между фракциями, которые войдут в новый альянс. «Почему-то все забыли, что теперь министерства и государственные службы закреплены за другими игроками. А кого они захотят протащить в правительство, тоже надо смотреть», - говорит эксперт.
С Кайратом Осмоналиевым не согласен российский аналитик Леонид Гусев. Он полагает, что Темиру Сариеву придется едва ли ни к акробатическим трюкам прибегнуть, чтобы удержать портфель. «Нынешнему руководителю кабмина необходимо проявить чудеса эквилибристики, чтобы усидеть на месте. Партии так просто не отдадут эту ключевую позицию», - подчеркнул он.
Эксперт отметил, что, хотя СДПК обладает большинством мандатов в Жогорку Кенеше, она должна максимально удержать лидирующее положение во всех ветвях власти.
Ой, не лги, царю лжешь!
Еще нюанс. В шестом созыве четыре бывших премьер-министра. И если у Кубанычбека Жумалиева, Игоря Чудинова и Джоомарта Оторбаева желания вернуть утраченное не наблюдается, то Омурбек Бабанов, лидер партии «Республика – Ата Журт», занявшей второе место по итогам кампании, своих притязаний на данный пост не скрывает. «Омурбек Бабанов хотел бы показать себя в ближайшие два года до президентских выборов. Он очень хочет стать премьер-министром. С другой стороны, есть человек такого же калибра, который уже работает и очень старался в последние полгода. Это Темир Сариев. Но он не от СДПК. Но у СДПК, на мой взгляд, нет других кандидатур. Поэтому ей придется выступать за системность и преемственность. Эсдэки будут ратовать за Темира Сариева, чтобы он завершил начатые дела. Если СДПК не сможет договориться с «РАЖ» по его кандидатуре, то последняя уйдет в оппозицию», - считает политолог Чинар Эсенгул.
В преддверии президентских выборов вопрос, кто будет премьером, актуален как никогда. Поскольку (так считают все эксперты) между следующим главой кабмина и ключевыми претендентами на главную политическую должность в стране развернется основная борьба. Из общей палитры выбивается мнение политолога Замирбека Биймурзаева. Он полагает, что Темиру Сариеву сейчас крайне невыгодно оставаться на должности главы правительства. «Не решен вопрос с проектом «Кумтор», а об него себе обламывали зубы все предшественники Сариева. В программах всех шести партий, прошедших в парламент, есть блок по «Кумтору». И все будущие депутаты в предвыборных речах обещали наконец-то поставить точку в многолетнем споре. Выдержит ли Сариев этот экзамен в очередной раз – предсказать не берется никто», - отметил Замирбек Биймурзаев.
Правительство Темира Сариева, не дождавшись согласия депутатов предыдущего созыва, одобрило план горных работ «Кумтора». Такое своеволие оправдывается тем, что в противном случае производство на руднике остановилось бы. Это нанесло бы сокрушительный удар не только по акциям ОАО «Кыргызалтын» в Centerra Gold Inс, но и по всей экономике страны. В случае остановки «Кумтора» ВВП Кыргызстана может потерять 10-12 процентов, ежегодное выпадение доходов бюджета - около 5 миллиардов сомов налогов. Еще в минус - около 1 миллиарда сомов социальных отчислений.
Будущие законодатели уже рассуждают, как спросят с кабмина за «Кумтор». А если учесть, что в новом созыве много «стареньких» нардепов, то расправа представляется неминуемой.
По мнению российского эксперта Семена Уралова, коалицию парламентского большинства, которая впоследствии и определит состав кабинета министров, сформируют не на основе идеологии, а на готовности делиться властью. Это и станет отправной точкой в выборе кандидатуры премьер-министра. «У партии власти СДПК есть неплохие шансы собрать коалицию. Однако непонятно, как далеко готова зайти исполнительная власть в деле распределения постов в пользу парламентариев. Самым правильным было бы формирование коалиции вокруг пятилетнего плана или проекта развития, когда каждый вошедший в коалицию понимал бы, за что несет ответственность. Но парламентарии непригодны к планированию и проектированию. Поэтому коалиция будет основана на экономических и лоббистских принципах», - считает он.
Фигура печальная
Еще одна ключевая фигура на политической арене Кыргызстана – спикер парламента. На этот пост может претендовать только депутат коалиционной фракции. Занять повторно кресло главы Жогорку Кенеша Асылбеку Жээнбекову вряд ли позволят.
Эксперты отмечают, что будущий спикер, как и премьер-министр, должен проявлять лояльность к России. Найти такого среди 120 народных избранников не составит труда. Все шесть партий во время гонки использовали пророссийские лозунги. Другое дело, насколько будущий спикер сможет наладить диалог с парламентской оппозицией. В ее лагерь эксперты пока отправляют «Ата Мекен» и «Онугуу-Прогресс». «Если коалицию сформируют СДПК, «Республика – Ата Журт», «Кыргызстан» и «Бир Бол», вероятно, кресло торага достанется Марату Аманкулову. Он не лишен таких амбиций и имеет опыт председательства в Бишкекском городском кенеше», - отмечает политолог Марат Казакпаев.
Однако не стоит сбрасывать со счетов и региональный фактор. Марат Аманкулов – выходец из Иссык-Кульской области. Темир Сариев также северянин. Если он остается во главе правительства, пост спикера должен занять представитель юга. Эксперты прочат должность двум лидерам «Бир Бола» - Алтынбеку Сулайманову и Мыктыбеку Абдылдаеву. Второй - самая компромиссная фигура.
У Алтынбека Сулайманова натянутые отношения с «Онугуу-Прогрессом», в частности, с Бакытом Торобаевым и Тынчтыком Шайназаровым. Не говоря о взаимной неприязни, возникшей между ним и лидером социалистов Омурбеком Текебаевым. Кроме того, если он будет претендовать на должность торага, Омурбек Бабанов и его партия, как и «кыргызстанцы» во главе с Канатбеком Исаевым, вряд ли окажут поддержку.
Правда, аналитики предполагают, что первая коалиция, сформированная из четырех фракций, как раз на выборах спикера и развалится. Этот сценарий обкатывали в декабре 2010 года при избрании спикером Омурбека Текебаева. Тогда бессменного вождя «Ата Мекена» заверили, что вожделенный пост у него в кармане, но при голосовании «сработали» депутаты–южане из всех пяти фракций, и главный социалист оказался в пролете. «Возможно, альянс и выдвинет после длительных консультаций Алтынбека Сулайманова, но против него может сработать ресурс Бабанова, и спикерство ему в этом случае не светит. Тогда «Бир Бол» уходит в оппозицию, и ее место занимает «Онугуу-Прогресс». А там этот пост могут предложить Бакыту Торобаеву. В пятом созыве он был вице-спикером и неплохо справлялся с обязанностями», - развивает мысль Марат Казакпаев.
Опять «двойка»?
Официальные итоги ЦИК объявит до 24 октября. К работе шестой созыв приступит в первых числах ноября. Покажет ли он способность к договорам? Как отмечает профессор Зайнидин Курманов, в парламенте преобладают представители бизнеса и бывшие чиновники, которые превратились в бизнесменов. Интеллектуальное качество законодателей падает, как и моральное, и нравственное. Главной ценностью становится купля и продажа.
Зайнидин Курманов подчеркивает, что в нынешнем созыве нет людей, которые могли бы генерировать и разрабатывать идеи, воодушевить общество. Это означает, что ждать слаженной работы, действительно стоящих законопроектов, а не бумажек, тщательно переписанных с российских аналогов, не придется. И опять у нас впереди пять лет бездумных инициатив, мордобоя, интриг и закулисных игрищ.
Правила комментирования
comments powered by Disqus