С того самого момента, как Кыргызстан стал полноправным членом Евразийского экономического союза, прошло два месяца. За эти шестьдесят дней мы не стали жить лучше. Если не сказать наоборот. Экономическая ситуация в республике лишь обострилась. О том, почему после открытия границ с Казахстаном не случилось чуда, ИА «24.kg» рассказала эксперт Института стран СНГ Аза Мигранян.
- Прошло два месяца со вступления КР в ЕАЭС, а результатов не видно. Это закономерно?
- Абсолютно. Когда еще только речь шла о подписании договора, я говорила, что не стоит ожидать от этого существенных изменений. Не стоит ждать того, что, подписав договор, вы проснетесь в новом мире с высоким уровнем доходов и беспроблемной экономикой. Проблем много. Самая главная в том, что в период подготовки КР фактически не занималась созданием механизмов и институтов, которые могли снизить кризисный спад. Только после подписания договора, когда начали поступать денежные ресурсы в Российско-Кыргызский фонд развития, стали озадачиваться поиском проектов. Но, согласитесь, это очень поздно.
- Но правительство КР все время твердило, что готовит страну к вступлению в ЕАЭС…
- По поводу вхождения в союз один из экспертов сказал хорошую фразу, что необходимо было договариваться и обсуждать все условия до свадьбы. Но и готовиться к свадьбе надо заранее. Проблемы были, и они не решены. Это проблемы внутренней экономики, которые накапливались не один год.
- Что привело страну к такому плачевному экономическому состоянию?
- Речь о структурной деградации экономики, низком уровне производительности и отдачи в ней. Фактически в КР сложилась торгово-посредническая экономика, которая основана не на производстве добавленной стоимости, а на реэкспорте и реимпорте. Это так называемая паразитирующая экономика, которая не создает существенной стабильной базы для развития. Естественно, она зависит от внешней среды, от изменяющихся условий.
- Учитывая, что сейчас внешние условия не самые лучшие, и кыргызская экономика показала себя во всей «красе»…
- Здесь удачно накладываются все условия для возникновения отрицательных трендов. И они будут расти, как раз исходя из неблагоприятной внешней конъюнктуры, условий спада деловой активности, высоких темпов инфляции в странах ЕАЭС, сокращения их инвестиционных возможностей. Перечень можно продолжать.
- И что делать?
- Необходимо мобилизовать внутренние резервы и решать вопросы без оглядки на ЕАЭС. И уже потом можно использовать возможности союза.
- Есть хотя бы мизерные изменения за то время, что Кыргызстан является членом ЕАЭС?
- В последние два месяца шла адаптация торгового механизма, регламента, идет апробация институтов и механизмов таможенного оформления, перехода на новые способы оформления, притирка на таможенной границе с Казахстаном. Это связано с применением техрегламентов и отсутствием стандартов в КР. Соответственно, эти проблемы решатся после того, как станет понятно, в чем недостатки системы и как можно двигаться дальше.
- Есть мнение, что КР может стать такой же проблемой для ЕАЭС, как Греция для Евросоюза…
- Не надо таких сравнений. Кыргызстан никогда не станет Грецией по одной простой причине - структура экономики, уровень ВВП, долга, характер экономических отношений в КР и Греции просто несопоставим. Евросоюз и Евразийский экономический союз – тоже несопоставимые вещи. Поэтому сравнение абсолютно беспочвенное.
- Противники создания ЕАЭС часто высказывают мнения, что странам Центральной Азии нечего делать в союзе. Мол, это приведет к потере суверенитета. Для эффективного развития государства ЦА должны интегрироваться только между собой…
- Это абсолютная утопия. Такая попытка была и в 1990-х годах, и в 2000-х. Тогда страны пытались несколько раз формировать проект центральноазиатского сообщества. Но проблема в том, что союз республик Центральной Азии осложнен большим числом противоречий, прежде всего, геополитических, и уж вторично – экономических. Необходим некий внешний нейтральный игрок, который позволит им преодолеть эти противоречия.
- О каких неразрешимых противоречиях идет речь?
- В качестве примера можно привести взаимоотношения Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана по приграничным вопросам. Они не решаются многие годы, и выхода на сегодня нет. Именно это одна из причин активизации КР при подготовке и вступлении в ЕАЭС. Это было сделано для того, чтобы с помощью посредничества России решить вопрос спорных территорий и проблему демаркации и делимитации границы. Это очень важно для безопасности, прежде всего, военно-политической, учитывая обострение ситуации в Афганистане и на Ближнем Востоке.
- Если Таджикистан станет участником ЕАЭС, сможем ли мы договориться с соседями по границам?
- Есть апробированные и цивилизованные методики решения спорных вопросов на границе. Полагаю, при наличии политической воли решение этой проблемы возможно как в рамках ЕАЭС, так и вне его. Но если обе республики будут в одном союзе, то решение вопроса может упроститься. Здесь будут сложности не с территориальным разделением. Они перейдут в плоскость так называемых финансово-экономических отношений.
- Если говорить об экономической составляющей союза стран региона, здесь тоже противоречия?
- У стран нет общих точек соприкосновения. Структура их экономики имеет идентичные характеристики. Например, Кыргызстан, Таджикистан и частично Узбекистан имеют ярко выраженную сельскохозяйственную направленность экономики с преобладанием торгово-посреднических рентных услуг, самозанятостью населения. В то же время Казахстан и Узбекистан являются конкурентами в области энергоресурсов и их поставок.
- Грубо говоря, изолируясь от внешних нейтральных игроков, проигрывают все страны ЦА?
- Да. Данная политика крайне недальновидна. Если страны ставят во главу угла не развитие, не формирование качества жизни населения, а лишь его суверенитет, тут ситуация другая. Тогда лидеры страны должны откровенно признаться населению и объяснить гражданам, что жить будет хуже, и не в краткосрочном периоде, а в достаточно длительной перспективе.
- Но КР пока ведь даже в составе ЕАЭС жить лучше не стала…
- Да, вступление КР в ЕАЭС привело к ухудшению экономической ситуации. Сразу могу ответить: посмотрите статистику и долгосрочные тренды экономического развития Кыргызстана. Те внутренние проблемы, которые существовали в стране, не обострились только лишь членством в ЕАЭС. Они лишь более явственно прорисовались. Сложившийся единый рынок заставляет страны вступать в равные конкурентные отношения. Если просто надеяться на некие донорские вливания и на инвестиционную безвозмездную помощь, то шансов на развитие нет ни у одной из республик в силу сложившейся геоэкономической ситуации. Также не стоит забывать, что в мире глобализации правят конкуренция и рыночные отношения. Поэтому надо реально определить цену уступок и тогда говорить о том, что выгодно.
- А если бы Кыргызстан воздержался от членства в ЕАЭС, ситуация была бы иной?
- Отнюдь. Независимо от того, вступила бы КР в ЕАЭС или нет, общие региональные тренды в любом случае будут отражаться в экономике. Ведь помимо ЕАЭС у республики огромное количество двусторонних и многосторонних связей, через которые перетекают финансовые и экономические вопросы. Кроме того, снижение курса сома и рост инфляции, прежде всего, основываются на качестве экономики самой республики. Поэтому здесь надо говорить не о временном ухудшении и наложении негативных факторов, а о поиске выхода с использованием тех возможностей, которые дает членство в ЕАЭС.
Правила комментирования
comments powered by Disqus