Вашингтон запускает новый формат диалога для стран региона.
Завтра начинается визит госсекретаря США Джона Керри в страны Центральной Азии. Вашингтон запускает новый формат диалога «С5+1» (страны региона плюс США), презентация которого состоится в Самарканде. Главы внешнеполитических ведомств центральноазиатских стран и США обсудят региональные и глобальные проблемы, а также вопросы экономического сотрудничества. Эксперты рассматривают визит госсекретаря США Джона Керри как реакцию Вашингтона на активизацию в Центральной Азии России и Китая.
Из столицы Австрии, где Джон Керри принимает участие в консультациях по Сирии, глава внешнеполитического ведомства США отправится в центральноазиатское турне. За три дня он посетит Киргизию, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан и Туркменистан. «Это будет первый визит Джона Керри в регион и первый в истории визит госсекретаря США во все пять центральноазиатских республик в одной поездке», – сообщил пресс-секретарь Госдепа Джон Кирби.
В Бишкеке Джон Керри примет участие в открытии нового кампуса Американского университета в Центральной Азии (АУЦА) и нового здания американского посольства. В Самарканде произойдет главное политическое событие – Керри встретится с министрами иностранных дел всех пяти центральноазиатских республик в новом формате «C5+1».
В Астане Керри примет участие в четвертом заседании диалога «Стратегическое партнерство США–Казахстан» и выступит с речью в Назарбаев Университете о роли Центральной Азии в решении глобальных проблем. В Ашхабаде и Душанбе Джон Керри обсудит ряд двусторонних и региональных вопросов, представляющих взаимный интерес.
«Центрально-Азиатский регион сегодня напоминает татами, на котором сошлись борцы разных весовых категорий. Сама схватка привлекает внимание и наблюдателей», – сказал «НГ» директор Группы оценки рисков (Казахстан) Досым Сатпаев. В частности, недавно регион посетил премьер-министр Индии Нарендра Моди. Как ранее писала газета (см. «НГ» от 09.07.15), многие направления внешней политики Индии сегодня совпадают и сопрягаются с целями американской политики в регионе. Взять хотя бы противостояние Китаю. Аналогичным был визит премьер-министра Японии Синдзо Абэ (см. «НГ» от 27.10.15). Япония также обеспокоена чрезвычайной активностью Китая в Центрально-Азиатском регионе во всех сегментах. Как отметил Досым Сатпаев, «Япония не хочет терять регион, имея здесь определенные экономические интересы». Это же, по словам политолога, касается и визита Джона Керри. «Это реакция США на активизацию не только Китая, но и России. Потому что кроме экономических определенных взаимодействий Китай не скрывает своего желания установить и тесные военно-политические связи со странами Центральной Азии. По крайней мере процесс к этому идет», – подчеркнул Сатпаев.
По мнению директора аналитического центра ИМИ МГИМО Андрея Казанцева, новый формат диалога «С5+1» призван компенсировать некоторое уменьшение американской роли в регионе, происходящее в связи с укреплением позиций России и особенно Китая. В целом визит Керри в Центральную Азию проходит в достаточно сложный, переломный для американской внешней политики период в регионе. «Еще недавно США интересовались Центральной Азией в основном в контексте «афганской проблемы» (именно такова была административная структура, в рамках которой центральноазиатские вопросы рассматривались в Госдепартаменте США, в одном контексте с Южной Азией). Теперь же все большее внимание в американской политике отводится вопросам отношений с Россией, в частности противодействию расширения влияния Москвы на постсоветском пространстве, что не в последнюю очередь связано с недавним украинским кризисом. Поэтому Центральная Азия возвращается с точки зрения Вашингтона во все большей степени в контекст постсоветской, а не афганской политики», – сказал «НГ» Андрей Казанцев. Одновременно, по его словам, важными приоритетами для США в Центральной Азии остаются вопросы борьбы с международным терроризмом и контроля роста китайского влияния.
Особенно интересными могут быть результаты визита госсекретаря США в Туркменистан. «Напомню в этой связи о недавней серии внешнеполитических жестов Ашхабада, которые наблюдатели расценили как направленные против России и рассчитанные на получение американской поддержки. Ход визита Керри поможет понять, насколько в Вашингтоне оценили шаги туркменской стороны. Лично я смотрю на возможные результаты интенсификации американо-туркменского партнерства скептически. США не захотят слишком тесно связать себя со страной, имеющей на Западе имидж «сталинистского Диснейленда». Кроме того, постепенно падает интерес американцев и к ситуации в Афганистане, для чего им и нужно было в свое время военное присутствие в туркменском военном аэропорту Мары-2. Так что туркменская сторона несколько запоздала с этой дипломатической интригой», – подчеркнул Казанцев.
Руководитель отдела евроинтеграции и развития ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев считает, что «США крайне обеспокоены активностью России на Ближнем и Среднем Востоке, где они уже теряют позиции, а могут потерять и Центральную Азию». «Проведение диалога «С5+1» в Самарканде – это вызов России», – сказал «НГ» Владимир Евсеев. По словам эксперта, Джон Керри намерен продемонстрировать, что, несмотря на вовлеченность США в урегулирование украинского, сирийского и других кризисов, Вашингтон не ослабляет внимания к Центральной Азии. По его словам, США будут и впредь опираться на своих партнеров. Ставка будет делаться не на экономическое, а на военно-политическое сотрудничество со странами региона путем активизации программы «Партнерство во имя мира». Эксперт не исключает, что российско-американское соперничество в Центральной Азии обострится.
Досым Сатпаев также отметил, что Центральная Азия будет оставаться той самой шахматной доской, за которой разные игроки попытаются навязать свою партию.
Правила комментирования
comments powered by Disqus