В Казахстане не утихают споры вокруг Таможенного союза. Одни считают, что такая интеграция нужна и полезна для нашей страны как с политической, так и экономической точек зрения, других смущает нерешенность многих организационно-технических вопросов, третьи вообще ратуют за выход из объединения, усматривая в нем угрозу суверенитету республики.
Представим (чисто гипотетически), что инициированный казахстанской оппозицией референдум все-таки состоится. Понятно, что в этом случае большинство граждан будет голосовать "за" или "против" пребывания в ТС не с точки зрения большой политики, а исходя из своих ощущений, возможностей своих семейных бюджетов. Если поначалу многие казахстанцы просто не понимали, что лично каждому из них дает такое союзничество и зачем оно вообще понадобилось, то сейчас они уже могут сделать какие-то выводы. Правда, разглядеть реальные плюсы и минусы интеграции в рамках ТС обывателям зачастую мешают абсолютно полярные оценки, звучащие из уст политиков. Сегодня мы вместе с экспертами попробуем разобраться, что на самом деле хорошего принес ТС рядовым казахстанцам, а что в нем оказалось пустыми обещаниями.
Интеграция – это не аксиома, а уравнение
Ерлан Хасенбеков, директор Агентства по исследованию рентабельности инвестиций:
- Особых ожиданий у многих казахстанцев Таможенный союз и не вызывал. Скажем так, многим из нас трудно было говорить о возможных выгодах или негативе от ТС до тех пор, пока мы не почувствуем это на собственном опыте. Однако сейчас, когда каждый из нас уже находится в новых условиях, видит относительный рост цен на многие группы товаров, а также день ото дня меняющееся положение на полках наших магазинов, – несложно определить, "каким местом" задевают нас все эти интеграционные процессы.
Со знаком плюс можно назвать два момента, или, вернее, две группы наших граждан, которые получили и получают выгоду от ТС. Первая – жители крупных населенных пунктов с доходами среднего и выше среднего уровня, у которых появился дополнительный выбор в связи с увеличившимся ассортиментом товаров. Вторая группа – это жители приграничных областей, прежде всего населенных пунктов, граничащих с Россией на севере и востоке Казахстана: они и прежде торговали на приграничных территориях, а теперь, при отсутствии таможенных барьеров, и вовсе могут увеличить обороты. Все это не может не сказываться на развитии малого и микро-бизнеса, существующего за счет торговли с Россией.
Теперь что касается негативных факторов. Главный упрек к казахстанским интеграторам связан с ростом потребительских цен в РК, который стал следствием вхождения в ТС и ЕЭП. Безусловно, в определенной степени этот рост вызван открытием границ, ликвидацией таможенных барьеров и созданием условий для ускорения товародвижения. Не может быть так, чтобы в открытой системе где-то были высокие, а где-то низкие цены. Дешевые товары будут вымываться, и цены начнут стремиться к каким-то равновесным величинам. В свою очередь, отсутствие собственного производства или высокий спрос будут подстегивать импорт. Согласно данным Европейской экономической комиссии, экспорт товаров из Беларуси в Казахстан в прошлом году увеличился на 19,6%, из Российской Федерации – на 11,6%. Импорт из государств ЕЭП реализуется с учетом транспортной составляющей, которая, по оценкам экспертов, доходит до 20% в общей стоимости товаров. Все это лишь подстегивает дальнейший рост цен на импортные товары. Кроме того, казахстанские товаропроизводители, реализуя свою продукцию на внутреннем рынке, "ориентируются" на цены импортных аналогов и устанавливают более высокий потолок цен на свою продукцию.
Но, с другой стороны, вопрос инфляции в Казахстане должен решаться путем устранения монополизма на потребительском рынке страны и посреднических звеньев среди реализаторов, а также, конечно, развития собственного производства товаров. К сожалению, по сей день сохраняется высокий уровень зависимости нашей страны от импорта многих товаров, что является серьезной угрозой для продовольственной и экономической безопасности государства.
Словом, на мой взгляд, причиной роста потребительских цен в Казахстане является далеко не интеграция, а более серьезные проблемы экономического развития страны. Поэтому не факт, что замещение наших производителей импортными является лишь следствием отсутствия таможенных барьеров внутри ТС.
В целом вхождение в Таможенный союз можно считать положительным моментом, поскольку оно открывает перед нашей экономикой новые перспективы. Конечно, вследствие устранения таможенных барьеров наш производитель столкнулся с более серьезной конкуренцией, и теперь ему приходится подстраиваться, улучшать свой продукт, модернизировать производство, более дисциплинированно относиться к своим операционным процессам – словом, ориентироваться на запросы потребителей, а не только на собственную выгоду. В условиях же закрытой системы нет развития, и наглядным примером этого могут служить государства, находящиеся к югу от нашей страны. Мы должны быть готовыми к острой конкуренции.
Одновременно нужно решать вопросы, связанные с развитием казахстанского производства по многим группам товаров. Иначе нам будет сложно конкурировать на равных с российскими и белорусскими компаниями. Такие возможности, я уверен, у нас есть.
Кроме того, необходимо активнее решать и "технические" проблемы интеграции в рамках ТС и ЕЭП, поскольку многие наши производители, способные конкурировать с россиянами и белорусами, все еще сталкиваются с различными препонами. Здесь имеются в виду вопросы сертификации и стандартизации, неравноправный подход в транспортной и логистической сферах, а также другие проблемы. Выгоды и преимущества от объединения возможностей наших экономик в ТС и ЕЭП являются не аксиомой, как мы все поначалу считали, а уравнением, которое еще необходимо правильно решить! Об этом стоит хорошенько подумать нашим министрам, которые занимаются интеграционными вопросами в Евразийской экономической комиссии.
Нам нечего предложить на общий рынок
Сергей Смирнов, экономист Института политических решений:
- Сегодня часто приходится слышать, что ничего хорошего Таможенный союз казахстанцам не принес. Но это далеко не так. К примеру, сейчас Россия обсуждает введение визового режима для граждан центральноазиатских государств. Так вот, нас это не коснется, речь идет о других странах региона. Но если бы мы не были членами ТС, то это обязательно затронуло бы и Казахстан. Представьте себе, сколько тогда возникло бы проблем. Кроме того, срок пребывания казахстанцев в России без регистрации продлен до 30 дней. Для нас это большой плюс. Ведь раньше этот срок составлял всего пять дней – очень мало.
Надо понимать, что сам Таможенный союз как таковой не несет с собой минусов для Казахстана. Все проблемы возникли оттого, что страна попросту не была готова к вступлению в это объединение. На протяжении 20 лет независимости власти говорили о диверсификации экономики, но ничего в этом направлении не сделали. В результате Казахстан так и остался страной с сырьевой экономикой. Кроме нефти и металлов, нам практически нечего поставлять на открывающиеся перед нами рынки России и Беларуси. К примеру, наш Минсельхоз планировал только в Россию экспортировать 60 тыс. тонн мяса, а вместо этого Казахстан в 7,5 раза увеличил импорт мяса из Украины. Если в 1991-м из 25 млн тонн добываемой в стране нефти перерабатывалось 18 млн, то сегодня из 80 млн тонн лишь 14 миллионов. В той же России перерабатывается более половины добываемой нефти, причем с производством нефтепродуктов класса Евро-3, 4 и 5. У нас же производство бензина Евро-4 обещают начать только в 2016-м. И такая ситуация характерна практически для всех отраслей промышленности. Поэтому мы и не можем разговаривать с партнерами по ТС на равных. К примеру, если Россия везет к нам продукцию своего автопрома, то нам взамен предложить абсолютно нечего: из двух тысяч машиностроительных и металлообрабатывающих заводов, работавших в Казахстане в советское время, сейчас осталось чуть больше ста. Но и на них мы даже сборку белорусских тракторов наладить не можем, не говоря уже о производстве своих!
Мы столько лет говорили, что идем впереди всех по интеграционным идеям… Но одними идеями жив не будешь, к ним надо прикладывать экономику, дающую продукцию с высокой добавленной стоимостью. А вот этого сегодня как раз таки нет. Отсюда и все нынешние проблемы. Еще раз повторюсь: минусы ТС для казахстанцев – это прежде всего недоработки наших властей.
ТС ждет судьба СНГ
Тимур Назханов, вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей РК:
- В конце 2009-го казахстанцам сообщили, что с января следующего года мы будем в Таможенном союзе вместе с Россией и Беларусью. С высоких трибун предпринимателям, гражданам страны были обещаны большие выгоды. Для бизнеса – это диверсификация экономики, развитие собственного производства товаров, их беспрепятственная реализация на громадных просторах общего рынка с населением почти 170 миллионов. Гражданам же гарантировали обеспеченность всеми необходимыми товарами по приемлемым ценам.
Однако действительность ТС развеяла радужные картины, нарисованные чиновниками.
Как оказалось, самая большая проблема поджидала наши предприятия не на пути повышения таможенных тарифов, а в связи с так называемым нетарифным регулированием, под которое попали многие вопросы. Сюда можно отнести требования иметь сертификаты соответствия, санитарные, фитосанитарные, ветеринарные разрешения. Чтобы получить эти документы, необходимы исследовательские лаборатории, дорогостоящие реактивы, современные препараты, обученный персонал. А они если и есть, то только в крупных городах, областных центрах. Предприниматели вынуждены фактически дважды получать разрешительные документы – как в своей стране, так и у соседей.
Кроме того, в Казахстане выросли цены на продукты питания и товары первой необходимости. Растут тарифы на коммунальные услуги монополистов. Положение не улучшилось даже тогда, когда на треть повысили зарплату бюджетникам.
Наверное, единственное, что можно отметить как положительный факт, – это то, что в новом "союзе" жители могут пересекать границы без таможенных проверок. Правда, пограничные службы зачастую стали брать на себя эти функции. Также граждане России и Казахстана, временно пребывающие на территории другой страны, могут не регистрироваться в течение 30 дней с даты въезда. Пожалуй, это самые заметные плюсы интеграции для населения страны.
Очевидно, что в ходе встреч официальных делегаций переговорщиками с казахстанской стороны не обсуждался социальный блок, не были проведены предварительные расчеты – как повлияет интеграция на простых жителей и особенно на самые уязвимые слои населения, как изменится соотношение их доходов и расходов. Видимо, расчет был на то, что в процессе вхождения в единое интеграционное пространство все эти вопросы решатся сами собой.
Понятно, что рост цен в Казахстане связан не только с деятельностью Таможенного союза. Причина в проблемах системы, решить которые можно путем комплексных преобразований в бюджетной, антимонопольной, промышленной, транспортной политике. Сегодня в срочном порядке должны быть приняты меры по смягчению ценовой политики, защите конкуренции, жесткому регулированию монополистической деятельности, причем теперь уже не только отечественных предприятий, но и соседних.
Необходима взвешенная государственная программа подготовки и использования рабочей силы как в самом Казахстане, так и на общем рынке стран ТС, требуются действенные механизмы ее поддержки.
Если говорить о перспективах ТС, то здесь следует учесть, что мы не сегодня-завтра войдем в другое крупное интеграционное объединение – Всемирную торговую организацию. Россия уже вступила в ВТО и соответственно вносит коррективы в свою таможенно-тарифную политику.Казахстан, став членом ВТО, тоже будет обязан менять многое в своей торговой и тарифной политике. И тогда сама собой отпадет потребность в созданной наспех коалиции под названием Таможенный союз. ТС в этом случае ожидает судьба СНГ, ЕврАзЭс. И оппозиции не потребуется созывать народ на референдум.
Источник: camonitor.com
Правила комментирования
comments powered by Disqus