В рамках выставки «Самое удивительное» известный фотограф Марина Маковецкая поделилась впечатлениями от своей поездки в Таджикистан и рассказала о том, как среднеазиатское приключение заставило ее посмотреть по-другому не только на трудовых мигрантов, но и на свою собственную жизнь.
— Как родилась идея поездки именно в Таджикистан?
— С 2009 года меня интересует тема трудовых мигрантов в России, в частности, приезжих из Таджикистана. Из восьми миллионов населения этой страны три миллиона временно или постоянно находятся на заработках в других странах. В России их не менее 1,5 миллиона. Чтобы понять, что же гонит людей, не знающих никакого языка кроме своего, на чужбину, я сама отправилась к ним на родину.
— Не пугал ли вас вопрос безопасности?
— Конечно, пугал. Таджикистан пережил пятилетнюю гражданскую войну (1992−1997 годы), в результате которой 80% этнических русских покинуло республику. Я не знала, как сегодня таджики отнесутся к человеку из Москвы и, тем более, как будут реагировать на фотосъёмку. Перед поездкой я в течение месяца ходила на Казанский вокзал провожать поезд Москва-Душанбе: снимала, знакомилась, привыкала. Часто натыкалась на враждебную реакцию отъезжающих. И тогда я сказала себе: если хочешь снимать этих людей, постарайся их полюбить. Надеюсь, что получилось.
— Расскажите какую-нибудь историю из вашей первой поездки.
— С моей первой поездкой в Таджикистан связано много интересных историй. Помню, как поезд Москва-Душанбе остановился на туркменской границе. Каждая граница — это, как минимум, два часа томления. Пассажирам строго запрещалось вставать со своего места. Сидишь, как прикованный: ни чай попить, ни ноги размять. И только проводники имели небольшое послабление. После всех проверок им разрешалось передвижение по вагону. Пользуясь такой привилегией, они за небольшую плату договорились с пограничниками добыть им местные деликатесы. Я с удивлением наблюдала в окно, как от нашего вагона отошли двое ребят в камуфляже и побрели в высокие дебри, постепенно превращаясь в маленькие точки.
— Куда они пошли? Что там ищут? Может, у них там пограничный секрет? — гадали мои соседи вслух.
Всё выяснилось, когда в траве снова показались фигуры в камуфляже. В руках пограничники несли огромные растения.
— Это рошак! — радостно воскликнул сосед с верхней полки. Похоже, ему уже хоть что-то стало ясно, но моё любопытство только возрастало.
Пиком изумления стала торжественная передача растений проводникам. Откуда-то появился нож, и без лишних церемоний мужчины тут же, в тамбуре, принялись ловко отсекать круглые дольки от ствола растения и аппетитно ими хрустеть. Тут я не выдержала и схватила камеру…
— Будешь? Это вкусно и полезно!
Вместо ответа я дважды нажала на кнопку затвора.
— Ну как хочешь, — очередной кусок спрятался за щекой проводника.
Оказывается, таджики испокон веков употребляют в пищу дикорастущие травы, особенно весной, когда овощей и фруктов ещё нет на их столе. А дело было в середине марта.
— А расскажите о людях, которых вы там встречали.
— Шесть лет частых поездок в Таджикистан наградили меня множеством друзей и хороших знакомых. А самый запоминающийся — проводник Джунайдулло с гигантским растением на фотографии. Только я села в поезд, он добровольно взял надо мной шефство, потом, когда подхватила пневмонию, забрал из гостиницы, привёз в свой дом и лечил, как мог. Тогда он был здоровым и крепким, и все дети его были живы. Сколько же всего случилось за это время! Смерть дочери, тяжёлая болезнь сына и неизлечимый недуг для него самого. Никак не могу поверить, что столько бед могут свалиться на одного человека. Умного, порядочного человека, говорящего на одиннадцати языках и обожающего Омара Хайяма. Кажется, он знает его всего наизусть. Ни одна наша встреча или телефонный разговор не обходится без мудрых строк поэта.
— Смотрите ли вы теперь по-другому на таджикских трудовых мигрантов, живущих в Москве?
— Конечно! Более того, я по-другому и на свою неказистую хрущёвку смотрю, где как-никак есть диван, свет и горячая вода, а зимой ещё и отопление.
— Выставка называется «Самое удивительное». Что же было самым удивительным в Таджикистане для вас?
— Поездок было много и удивительных моментов тоже. Но в первой поездке считала подарком судьбы знакомство с местностью, где почти все дома окрашены в голубой цвет. Казалось, я попала в сказочные декорации, настолько нереальной была красота вокруг. Это случилось в солнечный апрельский день. Наверное, из-за величия гор, из-за снега, сияющего природной голубизной, я не сразу заметила бедность селения.
— Почему у вас дома голубые? — спросила я одного учителя.
— В цвет неба, и чтобы ближе к Богу быть, — не задумываясь, ответил тот. — На кого ещё нам надеяться…
— Есть ли какие-то специфические тонкости работы фотографа в поезде?
— Путешествовать на поезде я всегда любила, ещё со студенчества. Тонкости? Влезть в личное пространство окружающих тебя героев, но таким образом, чтобы те не оскорбились, а наоборот — обрадовались.
Правила комментирования
comments powered by Disqus