Республика Узбекистан, будучи членом Шанхайской организации сотрудничества, пока не готова согласовать создание зоны свободной торговли (ЗСТ) в рамках объединения. Об этом накануне заседания совета глав правительств стран ШОС в Чжэнчжоу (Китай) заявил первый замглавы правительства республики и по совместительству министр финансов Рустам Азимов. Его слова процитировало национальное информагентство «Жахон».
Узбекский чиновник при этом сослался на то, что сам проект создания зоны свободной торговли не предусмотрен в утвержденной в июле текущего года в Уфе стратегии развития организации до 2025 года. При этом Азимов уточнил, что Ташкент однозначно готов работать на поле экономической интеграции в рамках ШОС, придавая при этом приоритетное значение «использованию в полном объеме возможностей Делового совета и Межбанковского объединения ШОС».
Азимов также отметил, что Узбекистан поддерживает согласованную ранее на саммите позицию о подключении вышеназванных структур к реализации конкретных инвестиционных программ в рамках организации.
О самом начале проработки вопроса по созданию зоны свободной торговли для стран-участниц ШОС в минувший вторник заявил премьер Госсовета КНР Ли Кэцян. В частности, он сообщил, что министерствам торговли и экономики будут даны поручения выработать конкретные меры по созданию ЗСТ в рамках ШОС.
Новая структура, отметил Ли Кэцян, позволит создать гораздо более благоприятные условия для развития торговли в рамках организации. Пекин также определился с конкретными сроками реализации программы: перейти к взаимной свободной торговле страны- члены ШОС должны уже в 2020 году, если, конечно, не возникнет препятствий.
Они, очевидно, уже возникли, и завершится ли «марш несогласных» демаршем одного лишь Узбекистана, еще вопрос. Помимо него и Китая, напомним, в ШОС входят Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Индия и Пакистан.
Открытие внутренних рынков — вопрос и без того не праздный, требующий обстоятельной дискуссии. Китайский же рынок в силу объективных и понятных причин развивается стремительно и, конечно же, готов покорять новые территории. А вот готовы ли эти новые территории его принять, и на каких выгодных для себя условиях?
Дискуссии еще впереди, но уже сейчас Пекин предлагает создать, и как можно быстрее, торгово-промышленную ассоциацию по электронной торговле в ШОС и, помимо этого, предоставить предприятиям стран, входящих в группу, условия для оперативных трансграничных операций.
Ничего личного, только рынок
Высокопоставленный узбекский чиновник облачил отказ своей страны от рассмотрения идеи ЗСТ в предельно дипломатичную форму, но мотив демарша экспертному сообществу странным не кажется. Дело даже не в том, что республика и ранее не раз демонстрировала замкнутость и инертность по отношению к тем или иным интеграционным предложениям, но, как пояснила «Русской планете» руководитель отдела экономики Института стран СНГ Аза Мигранян, сама узбекская экономика, увы, не готова к лишней открытости внешним рынкам.
«Проблема в том, что себестоимость производимой на ее территории продукции достаточно высока, и она не может конкурировать с таковой из любой страны ШОС, тем более если говорить о китайской продукции», — отметила Аза Мигранян и похвалила Рустама Азимова за честность.
Такая позиция, отметила она, позволяет открыть серьезную дискуссию о прелестях и недостатках зоны свободной торговли для РФ. «Достаточно сказать, что она вообще способна свести к нулю все нынешние потуги российского правительства по импортозамещению за счет наращивания национального производства», — заключила Мигранян.
Впрочем, с коллегой пусть и не принципиально, но все же готов поспорить руководитель департамента стран СНГ Института политических исследований Алексей Бычков. При всех своих очевидных прелестях реализация идеи зоны свободной торговли требует серьезной и глубокой работы по достижению действительно выгодных для каждого государства условий участия.
«В современных политических и экономических реалиях есть смысл говорить о необходимости формирования для каждого государства отдельного "пакета" вхождения в зону, — рассуждает эксперт. — Ведь даже для тех европейских стран, что претендуют на членство в ЕС, применяется индивидуальный подход».
В случае с ШОС, добавил Бычков, мы имеем дело со слишком отличающимися друг от друга экономиками. Потому говорить о неких общих для всех участников условиях вхождения не приходится. Надо договариваться, идти на уступки.
Уши Вашингтона
Впрочем, договоренности договоренностями, но и «внешнюю конъюнктуру» со счетов никак не сбросить. В частности, речь о позиции Соединенных Штатов Америки, касающейся запущенного евразийского интеграционного процесса. Вашингтон не скрывает, что на сегодняшний день главными политическими врагами для него являются РФ и КНР.
Подтверждение этой истине мы находим в последних финансовых новостях из того же Китая. Тамошний финансовый рынок переживает сегодня явно не лучшее время, юань падает по отношению к доллару, равно как и рубль. Определенным образом это, конечно же, не может не сказываться на тех странах, что в рамках ШОС находятся с Москвой и Пекином в одной «обойме».
Впрочем, демарш Ташкента можно оправдывать экономическими соображениями сколько угодно, но вот только от неприятного осадочка это не избавит. Как ни крути, но категоричный выпад против инициативы Китая, пусть и облаченный в максимально мягкую форму, это не самый красивый жест и в адрес Москвы.
Это заведомое недоверие к тому, что она способна решить задачу максимально безболезненного вхождения Узбекистана в ШОС. Вроде еще и не хамство, но однозначный сигнал.
Правила комментирования
comments powered by Disqus