«Возможная нормативная остановка бюджетообразующего предприятия Кыргызстана для меня является неожиданной. Я предполагал, что на текущий момент предусмотрены какие-то лазейки, позволяющие обойти принятие документа парламентом, либо работа в этом направлении уже имеет какие-то промежуточные результаты. Но ситуация с внезапно наступающими праздниками и срывом всех сроков – это неприятная неожиданность. «Абзац» подкрался незаметно. Подозреваю, что такое развитие событий на «Кумторе» предвидели, и хочется верить, что как-то подготовились к этому», - заявил в интервью StanRadar.com эксперт Российского совета по международным делам Никита Мендкович.
StanRadar.com: Почему возникла эта ситуация?
- Ситуация была упущена из-под контроля из-за электорального процесса, который отвлек большую часть внимания и ресурсов. В предвыборной суете умудрились забыть про банальные обязанности депутатов.
Не исключаю, что будет дано неофициальное разрешение на продолжение работ на «Кумторе» после 1 января 2016 года. Или ситуацию с принятием Водного кодекса постараются решить за праздники. Но, второй вариант маловероятен.
В текущей ситуации, понимая необходимость золотодобычи, временным решением проблемы, возможно, станет постановление правительства, либо какой-нибудь другой подзаконный акт, который позволит не замораживать работу на руднике.
StanRadar.com: Если Водный кодекс не примут за оставшиеся дни, на какие сроки можно остановить работу на руднике без существенных потерь?
- Смотря о каких потерях идет речь. Если говорить об упущенной прибыли, то остановка производства на любой срок – это потери.
Если обозначать минусы для производственного процесса, то недельный простой рудник сможет выдержать без особого ущерба для производственных фондов. Прекращение работы на более длительный срок повышает риск порчи или хищений оборудования.
Месячный простой, даже по предварительным подсчетам, несет колоссальные убытки и, скорее всего, негативно скажется на всем производственном цикле.
Есть еще один вариант. Можно остановить какую-то часть производственной цепочки, попадающей под действия закона – в случае с «Кумтором» это означает остановить добычу. Но продолжить работу с концентратом, так как текущее соглашение не касается этой части производства.
Вопрос в том, какой у «Кумтора» складской запас руды. Если канадцы догадались набить склады, то на какое-то время, пока будет решаться формальный вопрос, они могут продолжить обработку за счет своих запасов.
StanRadar.com: Если «Кумтор» остановится, что будет с бюджетом Кыргызстана на фоне общего экономического кризиса?
- Теоретически, небольшие дыры в госказне можно залатать за счет поступлений из России – как в прошлом году, когда свели баланс.
Что касается доходной части годового бюджета, то если простой предприятия продлится до месяца, то это плохо, но не критично. Если больше, то начнутся реальные проблемы с денежной массой и серьезные последствия для экономики.
Ведь бюджет Кыргызстана на 2016 год разверстан из расчета на определенные доходы, а золоторудный комбинат «Кумтор» дает более 5 млрд. сомов в год и почти 7,5% ВВП.
Россия, скорее всего, откажется компенсировать такую значительную сумму, хотя, вероятно, продолжит оказывать Кыргызской Республике финансовую поддержку в наступающем году. В частности, существует вероятность поступления новых переводов на счета Российско-Кыргызского фонда развития, а также разовых платежей для покрытия дефицита республиканского бюджета. Однако маловероятно, что помощь в течение года превысит общую сумму в 100 млн. долларов.
Правила комментирования
comments powered by Disqus