Ежегодный доход «Исламского государства» от продажи наркотиков из Афганистана в страны Европы составляет 200-500 миллионов долларов. Об этом сообщил глава ФСКН России Виктор Иванов. Он также заявил, что ключевым транзитером афганского героина является Турция.
Федеральное агентство новостей поговорило с экспертами об опасности распространения ИГИЛ на территории Афганистана, участии Турции в этой производственной цепочке и вероятности новой военной операции международных сил на территории Афганистана.
Дмитрий Верхотуров, эксперт Центра изучения современного Афганистана, востоковед, публицист:
— Насчет следующей операции в Афганистане - вопрос дискуссионный. Здесь как раз могут возникнуть серьезные возражения. Американская военная операция в Афганистане, как известно, мало к чему привела. Соединенные Штаты решили там свои политические проблемы, но с Талибаном явно не справились.
Сейчас группировок «Исламского государства» (арабское название — ДАИШ, запрещена в РФ) в стране немного и правительство ведет с ними войну самостоятельно. По этой причине, думаю, новой военной операции международных сил в Афганистане не будет.
Что касается производства и наркотрафика, перекрыть транзитные пути на территории Афганистана трудно и это почти ничего не даст: закроешь один путь — появится другой. Опыт показывает, что лучший способ решить эти проблемы — экономически развивать регионы.
Андрей Серенко, эксперт Центра изучения современного Афганистана:
— В Турции есть подпольные заводы, которые занимаются производством наркотиков. Один из них расположен вблизи турецко-сирийской границы, там вырабатывается самый чистый героин.
Сырье производится в ряде афганских провинций, главная из них — Гильменд, до 80% выращивается именно там. Сырье скупается и перевозится в другие провинции, где перерабатывается в героин не самого лучшего качества.
И вот потом этот продукт уходит за границу — либо в Россию и страны СНГ через Таджикистан, либо через Иран в Турцию. Вот этот второй маршрут, по морю, берет свой путь из провинции Нангархар, где сейчас орудуют боевики из ИГИЛ. В Нангархаре существует крупная фабрика, которая раньше контролировалась криминальными авторитетами, лояльными центральной власти в Кабулу. В течение последнего года боевики ИГИЛ развернули там боевые действия, воюют с талибами, которые тоже курировали этот бизнес.
Поставки из Афганистана в Турцию, кстати, идут уже давно. ИГИЛ пытается оседлать этот трафик, и частично им это действительно удается.
Собственно, борьба в Афганистане между талибами и боевиками «Исламского государства» сводится к меркантильным интересам — кто будет контролировать этот трафик.
Несмотря на эти локальные войны, ИГИЛ в Афганистане не является такой проблемой, как в Сирии и Ираке. И угрозу странам этого региона «Исламское государство» не несет. Доказательство — вывод российских войск, подразделения 201 базы, от границы в Душанбе. Согласитесь, если бы имела место угроза прорыва боевиков, вряд ли войска бы отвели.
То, что внутри Афганистана будет продолжаться и расти битва за наркотрафик — совершенно точно. Но это не основание для новой международной операции на афганской территории. Афганские силовики, хоть и несут большие потери, со своими задачами справляются уж точно лучше, чем сирийские.
В Афганистане все-таки ИГИЛ не контролирует ни одну территорию, ни один город. Не последнюю роль в этом сыграли американцы, помощь их военной авиации официальному Кабулу.
Правила комментирования
comments powered by Disqus