Ровно 23 года назад, 8 января 1992 года, в столице Таджикистана было открыто посольство Исламской Республики Иран.
В последние годы таджикско-иранские отношения оставляют желать лучшего, особенно, после того, как визит Эмомали Рахмона в Саудовскую Аравию совпал с разрывом дипотношений Эр-Рияда с Тегераном.
Эксперты советуют официальному Душанбе занять нейтральную позицию в этом конфликте, и сосредоточиться на своих собственных интересах.
Парвиз Мулладжанов, таджикский политолог, отмечает, что на фоне резкого обострения отношений между Ираном и Саудовской Аравией, потепление отношений Душанбе и Эр-Рияда Тегеран может воспринять, как анти-иранский шаг, как выражение поддержки своему основному геополитическому сопернику в мусульманском мире.
«Тегеран сегодня крайне болезненно воспринимает все, что связано с Саудовской Аравией. Всего несколько месяцев назад отношения между Тегераном и Эр-Риядом оказались на грани разрыва – после громкого скандала, вызванного изнасилованием двух иранских подростков-паломников саудовскими пограничниками. И Тегеран, и Эр-Рияд сегодня ведут ожесточенную борьбу за влияние в исламском мире, стараясь привлечь на свою сторону страны с преимущественно мусульманском населением. Эр-Рияд старается сегодня собрать широкую анти-иранскую коалицию, куда пока еще вошли лишь несколько стран, таких как Судан, во главе которого находится группа религиозных экстреимстов, близких к Аль-Каеде», - говорит Мулладжанов.
Исламская Республика Иран одна из первых признала независимость Республики Таджикистан в 1991 году и 8 января 1992 года первой открыла своё Посольство в Душанбе. В июне 1995 года открылось Посольство РТ в Тегеране.
Также эксперт советует принять во внимание и тот факт, что отношения между Саудовской Аравией и Россией, основным геополитическим парнером Таджикистана, сегодня находятся не в лучшем состоянии. «В РФ саудовцев и катарцев обвиняют в поддержке радикальных салафистких и фундаменталиских группировок на Северном Кавказе и пост-советском пространстве. В Москве также неоднократно отмечали роль Саудовской Аравии и Катара в создании «Талибан», «Аль-Каиды», ИГИЛ и других экстремистских организаций. Дальнейшее и демонстративное сближение между Душанбе и Эр-Риядом может также повлиять и на отношение сегодняшнего российского руководства к Таджикистану», - считает политолог.
За 25 лет междуТаджикистаном и Ираном было подписано более 100 межгосударственных документов, которые определяют направление сотрудничества между двумя дружественными странами.
Разногласия в убеждениях
С другой стороны, считает Мулладжанов, следует учитывать, что именно близкие к саудовскому руководству фонды и организации традиционно обвиняются в спонсировании салафистких и экстремистких организации по всему миру.
«Соответственно, в России и странах Средней Азии все чаще говорят о формировании влиятельного про-саудовского лобби, которое обвиняют в поддержке местных салафистских групп, разжигании анти-иранских и анти-шиитских настроений, пропаганде и борьбе против умеренного ханафисткого мазхаба и традиционного духовенства, связанного с местными суфийскими традициями. В любом случае, экономика экономикой, но не следует забывать, что государственной идеологией Саудовской Аравии является ваххабизм - проповедующий крайнюю нетерпимость к инакомыслящим и самому понятию светского государства», - подчеркивает эксперт.
Королевство Саудовская Аравия признало независимость Республики Таджикистан 11 января 1992 года, а 22 февраля того же года были установлены дипломатические отношения между двумя странами.
В этих условиях, уверен он, для Душанбе было бы выгоднее дистанцироваться от ирано-арабских разногласий, проводить многовекторную политику, не принимая чью-либо сторону, сохраняя хорошие отношения, как с Ираном, так и с Саудовской Аравией. «К сожалению, для Душанбе сохранять нейтралитет становится все труднее и труднее, так как обе страны сегодня действуют по принципу «друг моего врага – мой враг». Тем более, что сегодня мы наблюдаем серию резко негативных заявлений в отношении Ирана со стороны ряда таджикских официальных лиц, что также воспринимается в Тегеране, как часть анти-иранской компании», - напоминает политолог.
Стоит подчеркнуть, что Саудовская Аравия исповедует салафию суннитского толка Ислама, которая с 2009 года запрещена на территории Таджикистана, а с 2014 года вовсе была объявлена террористической.
С 2002 до 2014 Иран оказал грантовую помощь Таджикистану общим размером 33,2 млн. долларов. За этот же период Саудовская Аравия оказала помощь в размере 46 млн. долларов.
Политолог Рашид Гани Абдулло отмечает, что критичное отношении друг к другу сторонников различных течений в мусульманском мире, время от времени переходящее в острое противостояние, сопутствует развитию исламской уммы со времён первых праведных халифов. «Поэтому, с этой точки зрения, в том, что происходит сегодня на наших глазах после приведения в исполнение смертного приговора в отношения духовного и, фактически, политического лидера шиитов Саудовской Аравии Нимра Бокира Амина ан-Нимра, ничего особенного или исключительного нет, - считает Рашид Гани Абдулло. - К сожалению, страны исламского мира, начиная с момента активной их колонизации европейскими державами и по настоящее время, являются полем столкновения интересов крупнейших держав мира».
Он подчеркивает, что особенность нынешних времён заключается в том, что столкновение между мусульманами, между странами исламского мира стали инструментом опосредованного выяснения отношений между этими державами и обеспечения ими своих собственных национальных интересов, как в регионе Ближнего Востока, так и в мире, в целом. «Ну что тут поделаешь, такова уж реальность нынешнего времени», - отметил политолог.
Королевство Саудовская Аравия является первой арабской страной, открывшей в Республике Таджикистан свое дипломатическое представительство в январе 2010 года. Посольство Республики Таджикистан начало функционировать в столице Королевства в сентябре 2008 года.
По его Р.Гани Абдулло, у Ирана с Саудовской Аравией могут быть разные политические разногласия, «но их политические разногласия никак не должны сказываться на отношении Душанбе, как к Тегерану, так и к Эр-Рияду».
В настоящее время более 200 иранских компаний осуществляют свою деятельность в Таджикистане.
Экономическая выгода
В своих взаимоотношениях с Ираном и Саудовской Аравией Таджикистану надо дистанцироваться от противоречий между этими двумя странами и придерживаться не просто нейтральной позиции в отношении разразившегося конфликта, но и способствовать его успешному, т.е. обоюдно выгодному для каждой из сторон конфликта, разрешению, если представиться такая возможность, советует Рашид Гани Абдулло.
«Объективно, Таджикистан заинтересован в привлечении ресурсов как Ирана, так и Саудовской Аравии в свою национальную экономику. Соответственно, ему необходимо выстраивать рациональные отношения и с одной и с другой страной.
Вместе с тем, следует иметь в виду, что на данный момент времени не столько Иран и Саудовская Аравия заинтересованы в том, чтобы серьёзно вкладываться в развитие таджикской экономики, сколько Таджикистан заинтересован в привлечении их ресурсов в развитие своей экономики.
Президент Республики Таджикистан четырижды в 1997, 2001, 2005, 2016 годах посетил Саудовскую Аравию. В ходе данных визитов была заложена нормативно-правовая база, регулирующая двусторонние таджикско-саудовские отношения.
Одновременно стоит не забывать, что внешних источников возможных серьёзных инвестиций в экономику республики не так уж и много. Россия, Китай, Иран, Саудовскиая Аравия и другие арабские страны Персидского залива – вот, пожалуй, и всё. А это может означать лишь одно – надо выстраивать рациональные рабочие отношения со всеми этими странами, вне зависимости от того, в каких отношениях они, в том числе и Иран с Саудовской Аравией, могут находиться между собою», - считает таджикский политолог.
Эксперт Абдумалик Кадыров считает, что отношение Таджикистана к Ирану и Саудовской Аравии не зависит от того, как складываются отношения между Саудовской Аравией и Ираном. Он также отмечает, что вне зависимости от всего, Таджикистану необходимо строить свою многовекторную политику, что «присуще таджикскому истеблишменту».
«Это происходит не из-за того, что мы реально хотим вести какую-то игру, а просто, потому что мы ищем там, где нам приятно. В политике нет таких слов как «дружба», есть только интересы», - утверждает Кадыров.
Строительство ГЭС «Сангтуда-2» в Таджикистане, мощностью 220 мВт, начатое в феврале 2006 года, было осуществлено на инвестиции Ирана. 5 сентября 2011 года гидростанция начала давать первый ток.
Иран, по его мнению, дружественная для нас страна, с общей культурой и языком, и традициями. «Я думаю, что тот холодок отношений, который сейчас наблюдается в отношениях Таджикистана с Ираном, все-таки исчезнет. Потому что Иран - это региональная держава, и я не думаю, что он откажется от своих амбиций влиять на нашу страну», - отметил политолог.
По его словам, Таджикистан и Саудовская Аравия в данный момент нуждаются друг в друге: «Саудовской Аравии нужен Таджикистан, как потенциальный член коалиции исламских государств, против терроризма, во главе которой она стоит».
«Конечно, эта коалиция не будет реально эффективной, и больше будет на словах. Но, в любом случае, любой дополнительный член коалиции – это ключ к имиджу Саудовской Аравии на международной арене», - отметил он.
«Саудовская Аравия Таджикистану нужна, как денежный мешок, от которого можно в данный момент что-то выпросить или получить, - высказал свое мнение эксперт. - Когда бюджет трещит по швам, Таджикистану некуда деваться, ведь реальных инвестиций в экономику не будет из-за инвестиционного климата. Поэтому, приходится торговать политическими инвестициями. То есть, взамен на инициативы Саудовской Аравии, мы можем рассчитывать на экономическую поддержку. По любому, на сегодняшний день Таджикистану обещали 100 млн. долларов на строительство дороги, и это на данный момент РТ выгодно», - отметил Кадыров.
За 11 месяцев 2015 года товарооборот между Таджикистаном и Ираном составил 165 млн. долларов, а с Саудовской Аравией - 3 млн. долларов.
При этом эксперт уверен, что политические взгляды Таджикистана и Саудовской Аравии отличаются, поскольку Таджикистан говорит о том, что он построит демократическое общество, а у Саудовской Аравии другие взгляды на демократию.
«Есть разногласия и в подходе к религиозным ценностям. Например, Таджикистан запрещает носить бороду, в то время, как Саудовская Аравия и ее идеология, наоборот, заставляет. Однако, в данный момент мы друг другу нужны», - резюмирует Абдумалик Кадыров.
Правила комментирования
comments powered by Disqus