2015-й год можно назвать одним из самых непредсказуемых в истории независимого Казахстана. Он принес нам массу неприятных социально-экономических сюрпризов и вскрыл множество застарелых проблем. А потому в год грядущий мы заглядываем с особым любопытством и опаской, при этом осознавая, что быстро выправить ситуацию не удастся. Главное сейчас - не скатиться обратно в 1990-е… О том, что хорошего или, напротив, страшного ждет нас впереди, мы попросили рассказать экономистов.
Денис Кривошеев, экономический обозреватель:
"Отходняк" будет жестким, как ломка у наркомана"
- Страна меняется, и это прекрасно! За "тучные" годы Казахстан растерял потенциал к развитию человеческого капитала. Пределом мечты каждого юнца стала работа в государственных или квазигосударственных структурах, и рвение это отнюдь не патриотическое. Бюджетные потоки рекой изобильной и полноводной бились о карамельные берега. Не требовалось усилий и особых знаний - подставив руку бурному потоку, можно было сделать ее "золотой".
Институты развития финансировали самые фантастические проекты, особо не проверяя их на идейность и оригинальность. Главное - чтобы трубы были повыше, шума побольше, ну и откаты были соответствующие. Даже частный сектор стал коррумпированным. Работники ТОО и даже ИП, выполняя свои обязанности, пытались отщипнуть себе с заказчика. Маркетологи крупных компаний разъезжают на "мерседесах" и живут в прекрасных особняках, имея официальные зарплаты чуть больше тысячи долларов.
Деньги не считали. В какой-то момент все это безумие должно было прекратиться - недвижимость по цене западноевропейской, цены на продукты, как в нью-йоркских супермаркетах, рестораны, которые казались дорогими заезжим экспатам…
Первый звонок прозвенел в 2008-м, когда обвалился ипотечный рынок, и в результате неумелых действий страна попала под эмбарго ликвидности.
Единственным инвестором, готовым вкладываться в государство, стало само государство. Не остановило… Испуг, конечно, подействовал, но быстро прошел. Нефть вроде поползла вверх. Да, мы еще и "льдины свои почистили", но дальше смотреть все равно не стали.
Я очень хочу, чтобы нефть упала до 15 долларов за баррель. Мы вернемся в начало - то самое начало, когда предпринимательская активность пробуждалась в талантливых людях, живущих на прекрасной и очень богатой земле. Когда был диалог. Не было патернализма, каждый смотрел вперед, каким бы опасным ни казалось будущее.
Сейчас будет легче. Экономика перестроилась. Нет больше военных заводов, и есть сильное сельское хозяйство. Да, закроются многие компании, но есть шанс, что они будут перепрофилированы. Дороговизна импортных товаров научит бережливости, а многим даст шанс организовать собственный бизнес, которого раньше не могло быть.
Ведь в какой-то момент ввозить обычные овощи и травы стало много выгоднее, чем выращивать здесь. Вот и получилось, что сорняк под названием "рукола" доставлялся с Израиля вместе с клубникой и прочими фруктами, а помидоры и огурцы зимой стали сплошь китайскими, как и яблоки.
Конечно, "отходняк" будет жестким, как ломка у наркомана. Даже сейчас вы видите, что правительство вместо кардинальных мер по разгосударствлению ищет любые способы сохранить статус-кво. Миллиарды долларов уходят на поддержание системы, которая уже ничего не производит. Никаких сокращений. Работать не хочет никто. Даже просто резать бюджет не хотят.
К примеру, "Самрук-Казына" продолжает спонсировать профессиональные спортивные команды, тратя на это десятки миллионов долларов ежегодно. Этих денег хватило бы на то, чтобы кормить прекрасными завтраками всех детей с 1-го по 11-й класс, но не это же цель. Цель - оставаться на "потоках", летать чартерами, жить в пятизвездочных отелях.
В какой-то момент благодаря природным запасам, разведанным еще при Советском Союзе, мы решили, что мы лучше, умнее, удачливее наших соседей из Кыргызстана, Узбекистана, Туркмении, Грузии, Армении. Бросили работать руками, завозя тысячи рабочих мигрантов.
Головой за нас думали украинцы, россияне, грузины, которые нашли тут землю обетованную, потому как платили здесь хорошо, конкуренции не было, как и понимания того, что со всем этим богатством делать.
А чем занималось большинство казахстанцев? Тратило. Включилось в ипотечную игру. Перепродавало никому не нужные земли под строительство. Пело, плясало, веселилось. Народ-стрекоза. "Зима близко!" - говорили редкие трезвые головы, а кто слышал? И вот, зима! Белые мухи кусают ноги, а мы все пляшем и танцуем. Пытаемся удивить внимательную публику.
Помните Булгакова, тот самый момент в "Собачьем сердце", когда профессор Преображенский представлял свое детище изумленной публике, а тот, ошалев от внимания, играл все громче, почувствовав себя невероятно привлекательным? Как объяснить неразумному, что балалайкой мир не удивить?
Все встанет на свои места…. В 2016-м трезвость будет нормой жизни. Общество начнет задаваться вопросом: а где деньги, которые мы так успешно зарабатывали десять лет? Оглянитесь вокруг! Они в помпезных домах, в бессмысленных офисах с людьми, выполняющими ненужные функции. В машинах, что ездят по нашим улицам. В бордюрах и асфальтах, в одеждах престижных и непрестижных брендов, что тысячами тонн лежат в магазинах и в ваших шкафах.
В украшениях, которые мы покупали, в угощениях, которые мы раздавали. Какая разница теперь, сколько стоит тенге, бензин, квадратные метры, доллар? Цена им ровно столько, сколько за них смогут заплатить.
Доходов нет, зарплатам расти не с чего. Огромная часть населения не формирует добавленной стоимости. Пенсионеры, дети, студенты, бюджетники классические и силовики, работники большинства квазигосударственных компаний, банковские клерки, рекламные агенты, водители.
Сфера обслуживания. Торговля, которая на всем на этом паразитирует. В конце концов, зэки и безработные всех видов. Все это буйство красок похоже на "доминошки", стоящие на качающемся бюджетном столе.
Конечно, есть еще человек и малый бизнес, - он останется единственным источником доходов государства, и оно непременно этим воспользуется, подняв до небес налоги. Даст ли это эффект? Вряд ли.
Скорее, это подтолкнет ситуацию к ее логическому завершению. И даже если нефть поднимется в цене до шестидесяти долларов, это не спасет ситуацию. Пусть все случится скорее. На пепле гораздо лучше растет урожай, посеянный новыми людьми - опорой - малым и средним бизнесом.
Вячеслав Додонов, главный научный сотрудник КИСИ при президенте РК:
"Во втором полугодии можно ждать начала посткризисного роста"
- Социально-экономическое положение в следующем году не должно существенно измениться, так как в 2016-м не будет столь сильнодействующих внешних факторов, каким стало резкое падение нефтяных цен. Считаю, что в новом году будет наблюдаться умеренный рост цен на нефть, преимущественно во втором полугодии, и это окажет соответствующее влияние на казахстанскую экономику.
В то же время, учитывая определенный временной лаг между возникновением негативных факторов и проявлением их действия в экономической статистике Казахстана, можно отметить, что пик кризисных явлений еще не пройден. Несмотря на стабилизацию нефтяных цен, которая, по моему мнению, наблюдается в настоящее время, негативное влияние ряда факторов еще будет сохраняться в первые месяцы 2016-го.
В первом и втором кварталах вероятен спад ряда ключевых показателей, включая ВВП, промышленное производство и т.д. Однако во втором полугодии можно ждать начала посткризисного роста, и по итогам года в целом, думаю, мы увидим небольшой рост экономики на уровне около 1 процента, основным драйвером которого станет восстановление сырьевых рынков.
Что касается конкретных прогнозов по отдельным сферам, то, исходя из вышеизложенного сценария по ценам на нефть и макроэкономической ситуации, я считаю, что можно предположить следующее. Среднегодовой курс тенге будет находиться в интервале 300-320, с постепенным укреплением в течение года. Цены на нефть "брент" к концу года составят порядка 60-65 долларов, со среднегодовым значением около 50-55 долларов.
Цены на недвижимость, скорее всего, реализовали еще не весь потенциал снижения и могут продолжить падение, но в незначительном диапазоне - порядка 10-15 процентов. На эту сферу давление будет более длительным, так как тут лаг больше из-за того, что стоимость недвижимости в значительной степени зависит от кредитной активности на ипотечном рынке, а она, на мой взгляд, будет продолжать стагнировать.
Цены на продовольствие как товар первой необходимости, которому обеспечен устойчивый спрос при любой экономической ситуации, будут расти, что во многом обусловлено высокой долей импорта, растущего в цене из-за снижения курса тенге.
Вероятность повторения сценария 1990-х, на мой взгляд, крайне низка, так как факторы, которые вызвали ту ситуацию, сегодня в большинстве своем отсутствуют.
Тогда был целый букет крайне неблагоприятных обстоятельств, которые вызвали системный кризис - распад государства, хозяйственных связей, радикальную трансформацию экономической системы, отсутствие многих фундаментальных институтов. Ни один "рядовой" кризис циклической природы, периодически случающийся в условиях рыночной экономики, не имеет такого набора разрушительных факторов, которые действовали на экономику в 1990-е, поэтому нет оснований предполагать, что текущий кризис приведет к аналогичным последствиям.
Кроме того, сейчас у казахстанской экономики есть определенный запас прочности в виде крупномасштабных государственных ресурсов различного рода, которые могут быть использованы (и уже используются) для нейтрализации кризисных явлений. Поэтому повторения события 1990-х ждать не следует.
Правила комментирования
comments powered by Disqus