Источники сообщают о угрозе вылазок групп исламских радикалов с территории Северного Афганистана против стран СНГ весной 2016 года. Эти операции санкционированы командованием Талибана (т.н. "Шура Кветты") и афганского ДАИШ. Часть подразделений радикалов находятся в приграничных районах Афганистана. Весной, когда на перевалах начнет таять снег, вероятность вторжения существенно возрастет.
Настоящий доклад рассматривает меры по подготовке государств Центральной Азии к отражению данного класса угроз. В работе экспертами Евразийского Аналитического Клуба использована информация, предоставленная источниками в России, Таджикистане, Узбекистане, Туркменистане, Афганистане и Пакистане. В докладе не упоминаются сведения, составляющие государственную тайну или ставящие под непосредственную угрозу безопасность изучаемых государств.
StanRadar.com приводит текст доклада полностью, в двух частях:
Вторая часть доступна по этой ссылке.
Работа стран ОДКБ по сокращению рисков, связанных с возможностью вторжения из Афганистана, - достаточно прозрачна. Ставка делается на своевременное обнаружение и блокирование попыток групп боевиков прорваться через границу Таджикистана и Афганистана (общая протяженность 1344 км). Риски на данном направлении связаны с активностью боевиков Талибана в приграничных районах провинций Бадахшан и Кундуз. По данным Душанбе, в 2015 году боестолкновения велись вблизи 60% протяженности национальной границы с Афганистаном, что создает риски прорыва боевиков на множестве участков.
Текущая концепция ОДКБ предполагает своевременное обнаружение направлений прорыва экстремистов силами спецслужб и пограничной охраны (первый эшелон обороны), с последующей ликвидацией противника силами национальной армии РТ и Коллективных Сил Оперативного Реагирования (второй эшелон) с использованием превосходства в связи, артиллерии и, особенно, авиации.
В рамках ОДКБ осуществляется комплексная программа поддержки пограничных сил Таджикистана. В частности, Россия готова выделить на эти цели до 1 млрд долларов, согласно программе военно-технического сотрудничества, подписанной еще в 2014 году. Конкретный объем выделенных средств на текущий момент составляет военную тайну, однако в течение 2015 года несколько раз приходила информация о доставке силами ВВС РФ крупных партий оборудования для нужд пограничной охраны, включая приборы ночного видения и иных средств визуального контроля территории. Судя по высказываниям официальных лиц наиболее актуальной задачей на данной направлении является повышение «плотности покрытия» пограничной охраны.
Спецслужбы стран ОДКБ делают ставку на сбор информации через программы информационного обмена с правоохранительными органами Афганистана, Пакистана и Индии, что позволяет собирать сведения о численности, вооружении и местах дислокации отрядов боевиков в приграничных северно-афганских районах. Собственная оперативная в работа в описанных регионах, видимо, не ведется, так как она требует вербовки государственных служащих и сотрудничества в региональными полевыми командирами, что создает риски обострения отношений с Кабулом и Исламабадом.
Россия поддерживает тесные контакты и с официальным Кабулом, и с влиятельными политиками Севера, включая вице-президента Абдул-Рашида Дустума. Теоретически подобная архитектура политических связей позволяет опереться на дружественные силы в Афганистане при любом развитии политической ситуации, чтобы обеспечить безопасность южных границ ОДКБ.
Из-за экономических проблем Таджикистан не может содержать достаточно большую армию, численность которой – менее 10 тысяч человек, а общая численность вооруженных формирований, включая МЧС, - около 15 тысяч. Поэтому в рамках укрепления второго эшелона обороны 2014-2015 гг проводится постоянная отработка взаимодействия армии Таджикистана, постоянных контингентов РФ в регионе и сил КСОР, включая внезапные внеплановые проверки.
Сообщается, что в 2015-м Россия усилила контингент своих войск в республике, перебросив авиагруппу вертолетов Ми-8 и Ми-24, на базу Айни, а также повысила уровень боеготовности воинских контингентов. Общая численность российских войск в РТ составляет, по сообщениям открытых источников, до 7,5-10 тысяч человек, причем в их число входят группы наиболее квалифицированных военных специалистов российской армии. В частности, минометчики 201-й военной базы являются чемпионами артиллерийских соревнований военного округа.
Предположительно, при попытке вторжения, боевики не смогут оперировать силами более 1-2 тысяч человек, преимущественно пехотой, вооруженной стрелковым оружием, и частично моторизованной (мотоциклы, гражданский автотранспорт). Мобильность прочих сил боевиков ограничена крупными военными группировками в Балхе и центральных провинциях Афганистана, которые не позволят экстремистам создать более или менее спокойный «глубокий тыл».
Эксперты полагают, что при существующих условиях силы ОДКБ в состоянии парировать крупные вылазки боевиков с территории Афганистана против Таджикистана и Кыргызстана, даже если в них будут задействованы отрядов до нескольких сотен человек. (Захват Кундуза осенью 2015-го показал возможность появления формирований подобной численности для проведения коротких рейдов).
Существуют риски появления в странах ОДКБ малых диверсионных групп численностью до 10 человек с целью проведения терактов в крупных городах и создания ячеек бандподполья. Чаще всего их основы составляют молодые радикалы, ранее выехавшие в Афганистан и Сирию для участия в террористической деятельности, а теперь возвращающиеся домой с новым заданием от руководства своих группировок.
Доступные данные позволяют утверждать, что территориальные органы спецслужб, в основном успешно справляются с подобными вылазками, благодаря обмену оперативной информацией о радикалах, выезжающих за рубеж, хотя в начале 2010-х в некоторых случаях внешним наблюдателям была видна явная дезориентация органов госбезопасности некоторых стран Центральной Азии.
В настоящий момент источником наибольших угроз может считаться бандподполье Таджикистана, возможности которого были сильно ослаблены полицейскими операциями 2011-2013 гг, однако в результате обострения конфликта между республиканскими властями и запрещенной к настоящему моменту ПИВТ - существует риск подпитки рядов радикалов за счет сторонников запрещенной организации.
Читать продолжение доклада "Безопасность стран Центральной Азии в контексте «афганской угрозы» - часть II
Евразийский Аналитический Клуб – международная исследовательская организация, занимающаяся изучением процессов экономической интеграцией и сотрудничества в сфере безопасности на постсоветском пространстве.
Правила комментирования
comments powered by Disqus