В минувшее воскресенье курс нацвалюты по отношению к доллару был 70 к одному. Сейчас в обменках замер на отметке 75,5. А 76 – это, видимо, психологическая граница, под эту цифру Нацбанк вбрасывает на рынок миллионы долларов.
С начала года регулятор провел 17 интервенций, продав свыше 77 млн "зеленых". Такая поступь НБ КР вызвала критику Международного валютного фонда: сокращаете валютные резервы. Но регулятор спокоен. Мол, в финансовой системе КР достаточно долларов. На счетах банков $423 млн, из них $89 млн – наличкой. Это значительно больше, чем в прошлые годы, когда в системе было $320 млн. Помимо этого, есть международные резервы НБ КР – $1,7 млрд.
Позиция главного регулятора понятна: не допускать дальнейшей девальвации нацвалюты. То есть протянем в этом режиме зиму и весну, там – туристический сезон. И ситуация на валютном рынке стабилизируется и без интервенций. К тому же правительство проводит трансформацию полученных в долларах кредитов в сомы.
Это также повлияло на сдерживание доллара. Нацвалюта еще больше укрепится при неизменных цен на нефть и проведении закупок в сомах. Вполне возможно, что доллар будет стоить 62-65 сомов. И вообще перестанет быть параллельной валютой, поскольку правительство выступает за дедолларизацию экономики и даже будет штрафовать за расчеты в иностранной валюте.
Мы не первые. В Казахстане с 1 февраля вступили в силу новые правила: компания-посредник устанавливает цены на товары исключительно в нацвалюте. Все объявления о продаже движимого и недвижимого имущества необходимо указывать не в долларах, евро или рублях, а в тенге. У нас теперь то же самое – только в сомах. Когда читаешь: "Продается квартира, цена 60 тысяч", можно догадаться, в какой валюте. Не в национальной же.
Психологически уверившись в том, что сом не будет падать, трудно психологически осознать, что квартира стоит не $60 тыс., а 4 млн 560 тысяч сомов. Как-то в голове не укладывается. Но привыкнем ради укрепления престижа нацвалюты.
Но девальвация нацвалют в России и Казахстане сыграла с нами злую шутку. В РФ рубль отпустили настолько, что на глазах снижается покупательная способность зарплат и пенсий. А индексации не происходит. Нефть ли тому виной, санкции-антисанкции, науке неизвестно (это как, помните: "Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе?"), но жизнь в России стала значительно труднее.
В Казахстане девальвация бьет все рекорды – за доллар дают 370 тенге. И нам была не так уж интересна их валюта, если бы не членство в Евразийском экономическом союзе без таможенных границ. К нам хлынул поток российских и казахских товаров. На бишкекских рынках уже трудно найти яйца, окорочка, сыры, кондитерские изделия местных поставщиков. Контрабандный бензин из Казахстана течет рекой.
Мы уходим от привязки к доллару, но нам невыгодно "привязываться" к рублю и тенге. Есть расчеты: сом должен стоить 1,4 рубля. В Совете федерации России считают, что Центробанку надо установит жесткий курс рубля по отношению к доллару. По словам сенатора, между прочим, первого зампреда комитета по экономической политике Сергея Калашникова, нынешний валютный курс не имеет отношения к мировым финансовым процессам или конъюнктуре цен на нефть, а является прямым следствием спекулятивной игры банков. Если в России курс установят, допустим, 40 рублей за доллар, то у нас возможен и 60-65 сомов. И это будет баланс, исходя из покупательной способности рубля и сома. Сом к тенге должен быть один к трем. А не как сейчас – один к пяти.
Похоже, когда создавали этот экономический союз, мало обращали внимания на возможные валютные риски. Все были обольщены огромным потребительским пространством со 180 млн населения. А получился разнобой, когда товары пошли туда, куда их не просили. До девальвации казахстанцы ездили отовариваться на Урал и в Сибирь. Сейчас кыргызстанцы скупают товары в Южном Казахстане, потому что там дешевле в пересчете на нашу валюту.
Правительство КР встало перед дилеммой: если отпустить доллар, пострадают бюджетники, повысится инфляция, взлетят цены, возрастет внешний долг. Если доллар сдерживать, пострадает производство, страна рискует стать потребителем в ЕАЭС. И то сказать, по данным Нацстаткома, республика в 2015 году экспортировала продукции на 1,3 млрд долларов, импортировала – на 3,7 млрд. Поэтому высказывание Атамбаева, что "нацвалюты отдельных стран, несмотря на прогнозы, рухнули в два раза, кыргызский же сом показал свою конкурентоспособность и продолжает свое развитие" без привязки к другим показателям и к экономикам соседей, повисает в воздухе.
Сам по себе сом, будь он хоть золотым, не делает республику эффективной. Если, конечно, республика заботится о пополнении бюджета и повышении благосостояния своих граждан. А при средней зарплате 12 тысяч сомов и пенсии 4500, о какой достойной жизни можно говорить. Не до жиру, быть бы живу.
Правила комментирования
comments powered by Disqus