Первая декада марта в Туркменистане отметилась несколькими достаточно громкими проверками, отставка и наказаниями государственных чиновников.
Так, прокурорская проверка привела к заседанию 4 марта Кабинета министров, на котором Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов «за серьезные недостатки, допущенные в работе» освободил от занимаемой должности председателя Главной государственной службы «Туркменстандартлары» Абдырахима Тачмаммедова. Заслушав отчет Генерального прокурора Туркменистана Аманмурада Халлыева о результатах проверки в Национальном комитете по гидрометеорологии при Кабинете министров, президент пришел к заключению, что финансовые средства, направленные на усиление эффективности службы, не привели к видимым изменениям в ее работе. Участились случаи неверных прогнозных сведений о погоде, что негативно сказывается на проведении сельскохозяйственных работ и агротехнических мероприятий, отметил президент и освободил от занимаемой должности руководителя комитета, постоянного представителя Туркменистана во Всемирной метеорологической организации Батыра Халлыева «за серьезные недостатки, допущенные в работе». По той же причине лишился своей должности и заместитель председателя комитета Мурад Оразмамедов.
На этом же заседании Кабинета министров президент Гурбангулы Бердымухамедов выразил недовольство результатами деятельности Государственного комитета Туркменистана по статистике. Отметив значение официальной статистической информации в контексте обоснования целей и задач стратегии социально-экономического развития, а также важность совершенствования методологии ведения статистических наблюдений и ее соответствия международным стандартам, президент «за недостатки, допущенные в работе» освободил от занимаемой должности председателя Госкомстата Акмурада Мамедова.
В ходе заседания Кабинета министров президент раскрыл некоторые подробности коррупционного скандала в нефтегазовом комплексе страны, напрямую, по его словам, связанного с бывшим вице-премьером правительства Баймурадом Ходжамухаммедовым. Еще в ноябре прошлого года вице-премьер - куратор топливно-энергетического комплекса Баймурад Ходжамухаммедов обратился к президенту с просьбой освободить его от занимаемой должности по состоянию здоровья. Просьба вице-премьера была удовлетворена. При этом, как отмечалось, президент поблагодарил Б.Ходжамухаммедова «за добросовестный труд, большую работу, проделанную в целях повышения эффективности нефтегазовой отрасли, приведения ее в соответствие с современными требованиями».
«А недавно Высшая контрольная палата Туркменистана и органы прокуратуры провели плановую проверку предприятий нефтегазового комплекса, в результате которой были выявлены крупные недостатки, связанные с приписками», - сообщил президент на заседании 4 марта. По его словам, в числе выявленных недостатков также привлечение для работы в туркменской нефтегазовой отрасли фирм, не выполняющих должным образом своих обязательств.
«В результате этих нарушений, в которых напрямую принимал участие Баймурад Ходжамухаммедов, государству был нанесен серьезный ущерб», - сказал президент.
Он также добавил, что бывший вице-премьер был уличен в получении взяток и после допроса «сдал полтора миллиона долларов, полученных им от различных людей».
Обращаясь к генеральному прокурору Туркменистана Аманмураду Халлыеву, президент поручил ему «продолжить проверки в нефтегазовом комплексе страны и по их итогам на основании закона принять меры ко всем виновным независимо от занимаемой должности».
Президент за неудовлетворительное исполнение должностных обязанностей, ослабление контроля над деятельностью подведомственных служб председателю Государственной миграционной службы Туркменистана Мейлису Нобатову объявил выговор.
Заместитель министра внутренних дел Туркменистана Яздурды Соегов также получил выговор за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, ослабление контроля за проводимой работой по прописке или регистрации граждан в столице, а также за исполнением служебных обязанностей личным составом управления полиции города Ашхабада.
В столице республики в эти же дни приступил к своим обязанностям вновь назначенный начальник управления полиции подполковник полиции Абдыгафур Бекназаров. Прежний начальник управления столичной полиции подполковник полиции Курбангельды Байрамов за упущения в работе был освобожден от занимаемой должности 14 февраля.
В ходе состоявшегося 1 марта заседания Государственного совета безопасности президент Гурбангулы Бердымухамедов удовлетворил просьбу министра национальной безопасности генерал-лейтенанта Гуйчгельды Ходжабердыева об освобождении его от занимаемой должности по состоянию здоровья. Источники, близкие к руководству страны, не исключают, что чуть позже президент может озвучить интересные факты из биографии Гуйчгельды Ходжабердыева, как было в случае с вице-премьером правительства Баймурадом Ходжамухамедовым.
Госсовет по безопасности ознаменовался еще одной отставкой. На этот раз поста начальника Государственной пограничной службы - командующего пограничными войсками лишился генерал-лейтенанта Мурад Исламов. Официальная версия - в связи с переходом на другую работу.
Информированные источники напрямую связывают кадровые чистки и наказания с желанием президента Туркменистана навести порядок в стране накануне важного для республики события. В 2017 году Туркменистану предстоит принять у себя АЗИАДУ-2017 - Азиатские игры в закрытых помещениях, право провести которые в Ашхабаде Туркменистан получил еще в 2010 году.
Президент держит подготовку к играм на постоянном контроле. Свидетельство тому - результаты февральских разборов ситуации с подготовкой Ашхабада к АЗИАДЕ. Туркменский лидер устроил разнос на совещании по вопросу о ходе строительных работ, благоустройства и развития городской структуры Ашхабада в плане подготовки столицы к проведению игр. В совещании приняли участие члены Кабинета министров и Государственного совета безопасности, руководители ряда министерств и ведомств, столичной администрации и городских служб.
Президент признал деятельность ряда чиновников неудовлетворительной. Соответствующую оценку получили министр коммунального хозяйства Какагельды Курбанов и хякима (глава администрации) города Ашхабада Мураднияз Абилов.
Гурбангулы Бердымухамедов, озабоченный повышением престижа страны на мировой политической арене, да и своего собственного, стремится навести порядок в Туркменистане, закручивая гайки. Однако не все нити происходящих в стране процессов находятся у него в руках.
Несмотря на заявления президента страны о принятии мер по стабилизации экономической ситуации в Туркменистане, коррупция внутри государственных органов делает этот процесс бессмысленным и неэффективным. Руководство страны и ответственные правительственные структуры не противодействуют этому пагубному явлению. Причины понятны. В мутной воде проще нажиться и не допустить нарушения баланса интересов правящей элиты.
Наглядно сей факт можно иллюстрировать махинациями на валютном рынке Туркменистана. В конце прошлого - начале текущего года Центробанк Туркменистана ограничил оборот иностранной валюты в стране, введя обязательство для хозяйствующих субъектов выплачивать заработную плату и социальные пособия только в национальной валюте - манатах. Лимит на куплю-продажу иностранной валюты в год ограничили суммой не более 8000 долларов США. При этом требовалось предоставлять справки о доходах и множество других документов, не позволяющих злоупотреблять использованием иностранной валюты. Решение понятное и вполне обоснованное, если учитывать, что продолжающийся экономический кризис на рынке энергетических ресурсов, составляющих основную статью доходов страны, значительно подорвал приток в Туркменистан нефтегазовой валюты.
Но что происходит на самом деле? В 1993 году в республике был создан Туркмено-Турецкий Акционерно-коммерческий банк. Первый на территории Туркменистана совместный банк с иностранными инвестициями был создан для развития и совершенствования банковской структуры в соответствии с Межгосударственным меморандумом, подписанным между Туркменистаном и Турецкой Республикой 2 мая 1992 года. Давние традиции сегодня уже трудно назвать добрыми. Туркмено-Турецкий Акционерно-коммерческий банк в условиях нынешнего жесткого валютного регулирования иностранные, в первую очередь турецкие, бизнесмены и туркменские чиновники используют для личного обогащения. Схема достаточно простая, но в то же время изощренная. Используя сложившийся на рынке валюты ажиотаж, руководство акционерного банка при покровительстве властей осуществляет незаконные валютные операции и прямую контрабанду иностранной валюты через границу. Пользуясь служебным положением и прикрытием специально на то поставленных служб, в частности пограничников, турецкие банкиры провозят в страну неучтенную валюту, которую впоследствии без справок и ограничений реализуют по курсу, в полтора раза превышающему официальный курс. Таким образом, банк становится частью черного рынка валюты. Туркменские бизнесмены активно пользуются предоставленной, а собственно, совместно созданной системой прямого обмана государства и подрыва его экономики. Полученные после обмена долларов на манаты средства они используют, в частности, для уплаты налогов в Туркменистане, чем значительно снижают свое налоговое бремя. Не остаются внакладе и турецкие бизнесмены, которые тоже весьма охотно пользуются предоставленной возможностью незаконного обогащения. В этой ситуации Аркадагу будет тяжело довести до конца проекты АЗИАДы и построить диверсифицированную экономику, а также проект ТАПИ - магистральный газопровод из Туркмении в Индию через Афганистан и Пакистан.
Такова реальность. И Г. Бердымухамедову предстоит немало потрудиться, если он и в самом деле планирует навести порядок в стране, чтобы не только внешний мир, но и ее граждане ощутили реальность происходящего экономического и социального развития Туркменистана. А пока приходится довольствоваться тем, что туркменская экономика занимает 174-е место из 178 стран, внесенных в очередной «Индекс экономической свободы» (Index of Economic Freedom 2016), который ежегодно рассчитывается американским исследовательским центром The Heritage Foundation («Фонд наследия») и газетой The Wall Street Journal. Наряду с Белоруссией (157-е место), Украиной (162-е место) и Узбекистаном (166-е) Туркменистан внесен в число стран с так называемой «репрессированной» экономикой.
Правила комментирования
comments powered by Disqus