Нижняя палата таджикского парламента в ближайшие дни рассмотрит поправки в законодательство, которые, по мнению депутатов, помогут впредь предотвратить пытки и жестокое обращение в отношении задержанных. Это поправки к закону «О порядке и условиях содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых и подсудимых» и Уголовно-процессуальный кодекс.
Согласно этим поправкам, правоохранительные органы должны сразу же уведомить родственников задержанных о факте задержания. Кроме того, предполагается указывать в протоколе задержания имя сотрудника, ответственного за задержание.
Заместитель главы парламентского комитета по законодательству и правам человека Мавлуда Каландарзода 29 марта сказала в беседе с Радио Озоди, что поправки направлены на защиту задержанных лиц и повышение ответственности страж порядка, производящих задержание.
«Эти поправки облегчат процесс установления ответственных лиц в случае, если в отношении задержанного будут применены пытки или жестокое обращение. Ответственное лицо должно указать в протоколе, кого из членов семьи и по какому номеру телефона он уведомил о задержании», - пояснила Каландарзода.
В то же время, по ее словам, согласно поправкам, сотрудников правоохранительных органов обяжут немедленно предоставить доступ задержанного к адвокату и самого адвоката, и обеспечить их беседу без посторонних лиц.
Теперь будут считаться недействительными и признательные показания, полученные под пытками и другими незаконными методами допроса. По словам Мавлуды Каландарзода, впредь медицинское обследование при помещении задержанного лица в ИВС с целью определения общего состояния здоровья или наличия повреждений будет проводиться медицинским персоналом. «Подозреваемый или его адвокат имеют право требовать проведения медицинской экспертизы независимым врачом либо судмедэкспертом», - сказала она.
Проблема пыток и жестокого обращения в отношении подозреваемых или заключенных в местах лишения свободы актуальна в Таджикистане и часто является предметом критики со стороны местных и международных правозащитных организаций. В 2012 году в Уголовный кодекс страны была включена отдельная статья «Пытки» с целью предотвращения подобных случаев, однако, до сих пор известно лишь об одном деле по этой статье в отношении инспектора милиции Яванского района.
Правозащитники говорят, что в большинстве случаев уголовные дела в отношении тех, кто применяет пытки, возбуждаются по статье «Превышение должностных полномочий», которая предусматривает не столь суровую ответственность.
По данным правозащитных организаций, в РТ за последние годы в результате пыток или жестокого обращения в местах лишения или ограничения свободы скончались как минимум 6 человек – Хамза Икромзода, Сафарали Сангов, Исмоил Бободжонов, Хуршед Бобокалонов, Бахромиддин Шодиев и Умедджон Тоджиев.
И лишь некоторые семьи смогли получить денежную компенсацию от государственных органов за потерю близкого человека. Родные Исмоила Бободжонова получили от пенитенциарного управления Минюста 30 000 сомони, семья Сафарали Сангова получила от МВД 46 000 сомони, а мама Бахромиддина Шодиева – получила 14 000 сомони от ОМВД столичного района Шохмансур.
Родные 27-летнего Хамзы Икромзода, который в сентябре 2012 года скончался при загадочных обстоятельствах в столичной колонии №1, до сих пор не могут получить предусмотренную законом денежную компенсацию. Они потребовали от пенитенциарного учреждения и Минюста 10 млн. долларов, однако суд отклонил их претензию.
Правила комментирования
comments powered by Disqus