90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Сирийский синдром в Кыргызстане: кто завербован?

22.04.2013 10:34

Безопасность

Сирийский синдром в Кыргызстане: кто завербован?

Слухи о том, что в мечетях Кыргызстана вербуют молодежь для участия в боевых действиях в Сирии, заставили Госкомиссию по делам религий начать внеплановую проверку религиозных учреждений. В Жогорку Кенеше прозвучала информация о том, что уже более 20 подростков из Араванского района Ошской области отправлены в зону конфликта. За проверку мечетей взялись и силовики. О том, какую угрозу для Кыргызстана несет сирийский конфликт, ИА «24.kg» рассказал политолог Кадыр Маликов.

- Есть предположения, что в Сирию для участия в боевых действиях привлекают молодых людей из Кыргызстана. Так ли это?

- Такие опасения были и есть. Например, из открытых источников известно, что граждане Украины, России, стран Западной Европы уже участвуют в столкновениях на территории Сирии. Поэтому мы не исключаем вероятности, что там могут быть и наши граждане. Тем более что попасть на приграничную с Сирией территорию, где расположены лагеря беженцев, гражданам стран СНГ не так уж сложно.

Что касается конкретных фактов - кто именно и сколько наших граждан находится в Сирии, сказать точно не может никто.

- Какие силы сейчас действуют на территории Сирии?

- Конфликт, в котором противостоят сунниты и шииты, принял затяжной, внутриконфессиональный характер. С начала гражданской войны в Сирии в 2011 году было два лагеря - режим Башара Асада и силы, которые финансируются региональными организациями типа Лиги Арабских государств во главе с Саудовской Аравией и Катаром. За ними стоит дипломатическая и политическая поддержка Запада. Так что, по сути, это противостояние региональных и глобальных игроков с участием стран НАТО во главе с США, России, ИРИ, Саудовской Аравии, Катара.

- Принимает ли участие в конфликте «Аль-Каида»?

- Да. Возможно, чтобы переломить ситуацию, на сцене и появилась «Аль-Каида». Ее цель - вовлечение в противостояние режиму Башара Асада добровольцев исламского интернационала со всего мира. А это означает глобальный призыв для всех группировок и движений к солидарности на основах идеологии джихада. То есть участие в конфликте граждан разных стран. Поэтому не исключено, что в Сирию будут прибывать добровольцы из Кыргызстана, Казахстана, республик Северного Кавказа.

- Как ситуация в Сирии отражается на странах Центральной Азии и Афганистане?

- Неопределенная ситуация в Сирии не может продолжаться вечно, рано или поздно вопрос будет решен в пользу той или иной стороны. И это понимают все. Сейчас ясно одно: свободная сирийская армия, которая представляет светскую оппозицию Башару Асаду, постепенно теряет инициативу. Она переходит к «Джабхатуль Нусра» («Фронт помощи»). Эта организация, кстати, в США недавно внесена в список террористических.

- Кто ее возглавляет?

- Амир Абу Мухаммад Аль Джулани. Недавно он заявил, что организация принесла присягу «Аль-Каиде». Хотя члены Свободной сирийской армии осудили это заявление, от помощи «Джабхатуль Нусра» никто не отказался. Есть подозрения, что «Аль-Каида» задействована в большой политике, но сейчас она начинает выходить из-под контроля. В любом случае «Аль-Каида» будет иметь привязку к движению «Талибан» в Афганистане и Пакистане, будет стремиться влиять на ИДУ, джихадистское подполье в Центральной Азии.

- Есть информация, что через социальные сети «Аль-Каида» мобилизует молодежь по всему миру, в том числе из Кыргызстана.

- Она получает свое второе рождение как глобальная организация исламского интернационала. Ситуация в Сирии для нее - возможность использовать конфликт для сплочения различных групп-джамаатов и движений по всему миру, создания невидимой сети мирового вооруженного сопротивления с использованием силовых методов. И естественно, что страны Центральной Азии попадают в поле интересов «Аль-Каиды». В настоящее время ей не до Кыргызстана, но идеологическая работа выходит на глобальный уровень.

- Говорят, «арабскую весну» взорвал Интернет...

- За 2 года конфликта в Сирии, с 2011 по 2013-й, интернет-пространство заполонили ролики с места боев, видеообращения различных джамаатов ко всей молодежи с призывом к джихаду. Усилилась пропаганда, появились новые фатвы (правовые шариатские решения), и, наконец, появился новый феномен - Интернет имамов. И это все находится в свободном доступе в Сети, откуда черпает знания наша молодежь. Говорить о количестве трудно, но счет тех, кто попадает под влияние интернет-имамов джихадистского направления, может идти уже на десятки.

- Ваши прогнозы по развитию ситуации?

- Ситуация очень непростая. Есть несколько вопросов. Во-первых, куда пойдет международный джихадистский интернационал во главе с «Аль-Каидой» после Сирии? Во-вторых, куда будут возвращаться граждане, получившие боевой опыт на стороне близких к «Аль-Каиде» организаций? Создание же на территории Сирии различных анклавов по внутриконфессиональному признаку (сунниты и шииты), этническому (арабы и курды) или идейному (светские и религиозные) может дестабилизировать все страны региона.

- В каких странах может сдетонировать?

- Ситуация в Афганистане, Пакистане очень взрывоопасна и далека от стабильности. С 2001 года, когда произошли известные события 11 сентября в Нью-Йорке, прошло 10 лет. И вот вновь - последние теракты в Бостоне (США), а также постоянные теракты в Ираке, Пакистане, Афганистане. Перед 2014 годом заметна активизация движения «Талибан», которое уже объявило о полной победе над войсками НАТО, прибавьте сюда проблемы с коррупцией в этой стране, наркотрафик, бедность.

- Какие угрозы это несет нашему региону?

- Ситуация в самой Центральной Азии заставляет задуматься. Сейчас разворачивается геополитическая борьба между различными региональными и глобальными игроками. Проблемы водных ресурсов, коррупции, социального неравенства, также «национальная» специфика вертикали власти, борьба политических элит - все эти факторы могут привести к противостоянию. Особенно остро стоит вопрос о политическом преемнике в Узбекистане и Казахстане. При этом наблюдаются рост религиозности при низком уровне религиозной грамотности, слабость традиционных религиозных институтов, рост протестных настроений среди простого населения. По сути, страны Центральной Азии, несмотря на ряд отличий, по некоторым ключевым моментам схожи с теми арабскими странами, где прошла волна революций. Поэтому в перспективе есть определенные риски. Что касается фактора безопасности, то помимо внешнего в странах Центральной Азии наблюдается системный кризис ценностей, идеологий, моделей.

- Как можно работать с этими угрозами и что предпринимается на государственном уровне для их предотвращения?

- Государство принимает традиционные меры - ужесточает контроль, проводит круглые столы, семинары, лекции. Однако надо понимать, что репрессивная политика силовых структур в наших условиях не приводит к положительному результату: Кыргызстан - в отличие от соседей - после двух революций имеет другую специфику политической власти, которая не позволяет использовать тотальный запрет или репрессивную машину. Да и просто сажать молодых людей за экстремистские идеи не совсем правильно. Ведь тюрьмы не резиновые, да и в самих тюрьмах осужденные ведут распространение радикальных идеологий среди заключенных. Работать с угрозами надо на разных стадиях и уровнях. Для этого государство должно выделять приличные средства на профилактику, предупреждение и просвещение, а не бороться с последствиями.

- Что можно сделать сейчас при минимальных затратах?

- У нас практически нет исламских культурно-просветительских центров для молодежи. Такие заведения могли бы исполнять роль реабилитационных центров, где можно получить правильную информацию. То есть надо создавать альтернативный выбор для верующих, развивать информационную политику, готовить просвещенные кадры. Вообще было бы неплохо самим мусульманам создать площадку неофициального контакта и диалога с теми организациями и группами-джамаатами, которые ушли в подполье, для работы и учета разных мнений. События в мире, да и в самой стране разворачиваются слишком стремительно, и государство пока упускает инициативу.

 

Источник: ИА "24.kg"

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

22.04.2013 10:34

Безопасность

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Нурбек Мурпазылжанович Мурашев

Мурашев Нурбек Мурпазылжанович

Министр сельского хозяйства Кыргызстана

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»

Дни рождения:

85-е

место занимает Казахстан в мировом рейтинге рабства «Global Slavery Index-2013»

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31