Жогорку Кенеш (парламент Кыргызстана) 14 апреля принял во втором чтении законопроект «О внесении изменений в Закон «О некоммерческих организациях», который к этому моменту был значительно видоизменен и сокращен.
В частности, из него исключен термин «иностранный агент», который в первоначальном варианте предлагалось применять к некоммерческой организации (НКО), созданной в Кыргызстане, «которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и, которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Кыргызской Республики». Изъяты и все моменты, связанные с этим термином, включая уголовное преследование.
В итоге в закон «О некоммерческих организациях» предлагается внести понятия «иностранная некоммерческая организация» и «структурные подразделения иностранных некоммерческих организаций», а также требование публиковать на официальном сайте НКО «годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческой организации, а также сведения об источниках формирования ее финансовых средств и имущества, сведения о персональном составе органов управления и штатной численности организации».
Это требование вызвало протест представителей гражданского общества, в частности – правозащитного движения «Бир дуйно Кыргызстан», которое призвало руководство Киргизии отклонить законопроект.
«Данная норма не соответствует демократическим стандартам регулирования деятельности НКО и может существенно ухудшить правовое положение НКО в Кыргызской Республике, - заявляют правозащитники. - В демократических странах требование по публикации отчетов может устанавливаться только для тех НКО, которые дополнительно приобрели статус благотворительной или общественно-полезной организации, так как наличие такого статуса дает им право на значительные привилегии, в том числе налоговые льготы, а деятельность всех остальных НКО регулируется аналогично регулированию деятельности коммерческих организаций.
Новая редакция законопроекта обязывает все НКО ежегодно публиковать свои финансовые отчеты, в то время, когда аналогичное требование параллельно не применяется для коммерческих организаций.
Рассматривать НКО в качестве особого источника национальной безопасности является ошибочным, особенно учитывая тот факт, что за все годы независимости Кыргызстана не было ни одного случая использования НКО во вред Кыргызстану. Тем самым требование законопроекта по публикации финансовых отчетов всех НКО является дискриминационным».
Напомним, проект закона «О некоммерческих организациях» был инициирован депутатами фракции «Ар-Намыс» Нуркамилом Мадалиевым и Турсунбаем Бакиром уулу в 2013 году. Документ предусматривал значительное ужесточение контроля над деятельностью НПО и НКО Кыргызстана. В сентябре 2013 года президент республики Алмазбек Атамбаев заявил, что «его стране не нужен закон «Об иностранных агентах», однако в мае 2014 года депутаты все же внесли свой законопроект в парламент на рассмотрение.
Представители общественных объединений Кыргызстана и международных организаций неоднократно выступали с обращениями к президенту и парламенту, в которых просили отказаться от принятия этого законопроекта. В обращениях, в частности, говорилось, что поправки в закон в значительной степени скопированы с российского закона об иностранных агентах, принятого в 2012 году. Как и в России, к неправительственным организациям Кыргызстана предлагалось прикрепить «позорный ярлык «иностранных агентов», если они получают финансирование из иностранных и международных источников и участвуют в «политической деятельности» - термин, который в чрезмерно широком смысле определяется как деятельность, направленная на оказание воздействия на правительственную политику или общественное мнение». Под действие законопроекта подпадут практически все кыргызстанские НПО, поскольку все они зависят от зарубежных грантов. Это ограничит доступ к финансированию некоммерческих организаций из иностранных и международных источников, что негативно скажется на их полезной общественной деятельности, опасается гражданское общество.
К концу июня 2015 года законопроект был принят парламентом в двух чтениях, но затем из-за широкого резонанса среди общественности и международного сообщества инициаторы отозвали его для дополнительного обсуждения.
Правила комментирования
comments powered by Disqus