По итогам первого квартала 2016 отечественная промышленность оказалась в технической рецессии. Есть вероятность, что по итогам года это ожидает и всю национальную экономику.
Расстройство для машиностроения
За январь-март 2016 года промышленное производство снизилось на 0,8%. Поскольку падение продолжается уже более двух кварталов подряд, можно говорить о технической рецессии в отдельно взятой отрасли. Заметнее всего сократились объемы производства в машиностроении, где произошел, фактически, обвал – на 30,6%. Главный символ отечественной индустриализации оказался не готов к суровым рыночным реалиям на фоне сокращения госзаказов и поддержки.
Выпуск напитков снизился на 9,2%. Правда, в целом обрабатывающая промышленность все же показала рост на 0,3% - за счет увеличения металлургического производства на 7,5%. Вырос выпуск и плоского проката, и меди, и цинка, и свинца. Также прирост на 4% показал пищепром: поднялось производство мяса, молока, крупы, муки.
В горнодобывающем секторе произошел спад на 1,5%. Уменьшилась добыча нефти, угля, железной руды, хромового концентрата. В целом масштаб сфер, где наблюдается затяжное падение, настолько велик, что впору уже говорить о серьезной тенденции, а не просто о временных трудностях, связанных исключительно с обвалом цен на нефть. И проблема может быть даже сложнее, чем ее описывает статистика.
Меньше энергии и перевозок
Данные по промышленному производству и ВВП во многих развивающихся странах вызывают обоснованные сомнения экспертов, поскольку зачастую решают еще и политические задачи, приукрашивая действительность. Например, при проверке цифр роста китайской экономики зарубежные аналитики смотрят на косвенные показатели, включая потребление электроэнергии, которое говорит о гораздо более низких темпах подъема ВВП.
В Казахстане также было бы уместно взглянуть на косвенные индикаторы. По данным, которые привела аналитическая служба Energyprom.kz, за первый квартал нынешнего года энергопотребление снизилось на 2,2%. Это объясняется именно уменьшением промышленного производства, на которое приходится 67% потребления электроэнергии.
При этом данные статкомитета показывают и снижение производства электроэнергии в первом квартале на 0,3%.
Также следует отметить падение грузоперевозок железнодорожным транспортом (на 5,7%), морским (на 39,6%) и воздушным (на 5,2%). Перевозки автотранспортом увеличились лишь на 0,1%. Снизились на 4,3% и услуги связи. Все это также свидетельствует о серьезном снижении активности в отечественной индустрии.
Строительство - вновь локомотив
Если ситуация не изменится, то промышленность может второй год подряд завершить со спадом. И никаких оснований для того, чтобы тренд переломился, пока не наблюдается. Меры государственного стимулирования нацелены на то, чтобы поддержать хотя бы имеющиеся объемы. Программа индустриально-инновационного развития так и не стала реальным инструментом, поскольку она всякий раз меняется, подстраиваясь под новые условия, а не формируя среду.
Вопрос сейчас в том, сможет ли экономика в целом удержаться в плюсовой зоне при снижении промышленности. Международное агентство Fitch Rating 21 апреля озвучило прогноз касательно того, что ВВП Казахстана в 2016 снизится на 1%. Ранее Всемирный банк снизил прогноз роста нашей экономики до 0,1%.
Спорить об этих цифрах можно долго, но здесь важнее понять – есть ли у нас драйверы, способные обеспечить экономический рост? При спаде промышленности, транспорта, связи, торговли умеренный рост в первом квартале показало лишь сельское хозяйство (2,9%). Кроме того, на 6% увеличились объемы строительных работ. За первый квартал ввод жилья вырос на 23,9%, инвестиции в жилищное строительство – на 16,1%. Но даже такое оживление в строительстве, как видим, не откликается активизацией в промышленности – также как девальвация тенге, проведенная для поддержки отечественного производства.
Скорее всего, год так и завершится – с небольшим ростом экономики по официальным статданным и спадом по реальным косвенным показателям. Конечно, разница между ростом и спадом принципиально важна, с психологической точки зрения, ведь снижения ВВП у нас не было аж с 1998 года. Но стратегически важно совсем другое – промышленная политика зашла в тупик и нуждается в коренном редизайне.
Правила комментирования
comments powered by Disqus