Талибы воюют на своей территории, не нарушая границ, тем не менее ухудшающаяся ситуация в Афганистане не может не волновать среднеазиатские страны.
В ночь с понедельника на вторник движение "Талибан" опубликовало заявление о начале весеннего наступления. Уже 19 апреля Кабул потряс взрыв, в результате которого пострадали сотни людей.
Но наступление началось за несколько дней до этого, целью талибов стали северные провинции, в том числе Кундуз, граничащий с Таджикистаном.
Кто заинтересован в смещении нестабильности в Афганистане с юга на север страны? Чего опасается Россия и могут ли проходящие в Таджикистане учения ОДКБ содействовать стабилизации обстановки на таджикско-афганской границе?
Операция "Омари"
На сегодня четыре главные дороги, ведущие к Кундузу, заблокированы боевиками, и правительственные силы не могут очистить от них эту территорию, сообщил зампред Совета провинции Кундуз Турел Кокар афганскому агентству Пажвок.
По его словам, если не принять решительных мер, ситуация в Кундузе станет "более серьезной проблемой".
Другой член Совета провинции Амриддин Вали сообщил, что микрорайон "Чархи" в провинции Кундуз уже в руках талибов и правительственные силы Афганистана в течение четырех дней не смогли вновь занять этот район.
По данным афганских СМИ, столкновения между боевиками движения "Талибан" и афганскими силами безопасности продолжаются на территории более 10 афганских провинций: в Кундузе, Баглане, Гельманде, Нангархаре, Фарьябе, Урузгане, Каписе, Нуристане, Кунаре, Бадахшане, Джаузджане и Сари-Пуле.
За время последних боевых действий в соседней стране убито более 160 боевиков, около 200 ранено. Представители МВД и Минобороны Афганистана отмечают, что на стороне талибов воюют иностранные боевики, в частности, выходцы из Пакистана, Таджикистана и Узбекистана.
Так называемое весеннее наступление талибов получило у боевиков название "Операция "Омари" — в честь основателя "Талибана" муллы Мохаммада Омара.
В заявлении отмечается, что операция направлена против иностранных военнослужащих и их местных союзников, то есть служащих афганских правительственных сил. Конечная ее цель — "беспрецедентное поражение" иностранных войск и их вывод.
При этом в заявлении отмечается, что талибы примут все меры, чтобы обеспечить безопасность мирного населения и гражданской инфраструктуры.
Талибы воюют на своей территории, не нарушая границ, тем не менее ухудшающаяся ситуация в Афганистане не может не волновать среднеазиатские страны. О своем крайнем беспокойстве из-за ситуации на севере страны заявила в очередной раз и Россия.
Боевиков на север Афганистана доставляют самолетами?
Российский МИД считает, что вероятность того, что террористическая активность из Афганистана все же выльется на сопредельные государства, достаточно высока.
В первую очередь в данном контексте Москву тревожит распространение влияния "Исламского государства" (террористическая группировка, запрещенная в России. — Ред.) в Афганистане.
Другими словами, Центральноазиатскому региону следует опасаться не столько талибов, сколько боевиков ИГ, которые в последнее время стали обосновываться в соседней стране. По разным данным, сегодня здесь их от 2 до 6 тысяч. Сами афганские власти оценивают примерное количество боевиков ИГ в 3 тысячи.
Не так давно боевики ИГ объявились и в северных провинциях Афганистана. По мнению таджикского политического обозревателя Шавката Мансурова, их перемещение с востока на север не случайно.
"Кто-то крайне заинтересован в смещении нестабильности на север страны. Можно предполагать, что это страна или страны, которые заинтересованы и в нестабильности всего Центральноазиатского региона. Зачем? Чтобы ослабить рубежи России, чтобы вынудить ее полностью переключить свое внимание только на этот регион", — говорит Мансуров.
Отставной афганский генерал Джавид Кохистани считает, что боевиков ИГ на север страны переправили натовской авиацией.
"Опубликованы фотографии вертолетов, которые, как утверждается, высаживают игиловских боевиков на холмах, и депутаты парламента не раз поднимали этот вопрос", — сказал он в интервью порталу Афганистан.Ру.
Также, по его словам, осуществляется сотрудничество Запада с талибами.
"Доказательством тому служат взлеты и посадки натовских самолетов и поставки вооружения в некоторых провинциях, в том числе в Кундузе и Баглане. Даже Хамид Карзай однажды обмолвился, что самолеты снабжают талибов, — говорит Джавид Кохистани. — Очевидно, такой же информацией располагают спецслужбы северных соседей, поскольку они неоднократно наблюдали, как неопознанные самолеты приземляются близ их границ на севере Афганистана".
По его словам, когда депутаты афганского парламента задали этот вопрос натовским официальным лицам, те ответили, что полеты осуществляются в рамках борьбы с наркотиками.
"Это было не так. На этих самолетах боевиков доставляли с юга на север Афганистана — к границе со среднеазиатскими государствами", — отметил Кохистани.
С другой стороны, по словам таджикского эксперта по вопросам безопасности Султона Хамада, в самом правительстве соседней страны есть сторонники движения "Талибан", которые их тайно поддерживают.
"Исходя из того, что нынешние афганские власти, как мне кажется, очень вяло борются с ними, можно предположить, что в коридорах власти Афганистана есть силы, которые почему-то не заинтересованы в уничтожении этих боевиков. Соответственно вероятность передислокации этих боевиков в тот же Таджикистан вполне реальна", — полагает эксперт.
По словам Джавида Кохистани, определенные силы прилагают усилия, чтобы направить террористов прежде всего в Таджикистан, Узбекистан и Кыргызстан по коридору, ведущему с афганского Бадахшана в таджикский, через контрабандные тропы.
"Не раз наблюдали, как их с фальшивыми паспортами, которые выдают в Пакистане гражданам среднеазиатских стран, направляли через Уйгурский район Китая в Восточный Туркестан, а затем опять же в Казахстан с целью проникновения в Россию. Террористов также переправляют через Иран и Турцию, а оттуда в Азербайджан и затем в страны Средней Азии", — отмечает он.
Помощь идет?
На фоне складывающейся обстановки нынешние учения сил ОДКБ и мартовские российско-таджикские учения актуальны как никогда, как и тема этих учений — четкое взаимодействие подразделений спецназа, разведки, авиации и артиллерии в гористой местности.
Такое же взаимодействие нужно, по словам Султона Хамада, и в деле укрепления границ.
"Да, Таджикистан старается укрепить свои границы с Афганистаном. Но, к сожалению, меры, которые принимаются, недостаточны. Все еще чувствуется нехватка достаточного опыта у наших пограничников. Необходимо теснее сотрудничать с более опытными пограничниками стран СНГ, прежде всего с пограничниками России", — отмечает Хамад.
По мнению эксперта, также необходимо усилить контроль на общих рубежах СНГ силами ОДКБ, создать пункты базирования КСОР ОДКБ на границе Таджикистана с Афганистаном в направлениях Шахритус, Пяндж, Хамадони и Дарваз.
Эксперты напоминают и о необходимости оказать республике реальную военную и техническую поддержку, о которой в рамках ОДКБ было заявлено еще три года назад и которая так и не была оказана.
В 2013 году планировалось оказать вначале экстренную помощь республике, а потом принять и целевую программу укрепления таджикско-афганской границы. Но по факту свои обязательства по экстренной помощи пока выполнили не все государства.
Правила комментирования
comments powered by Disqus