Совет Федерации ФС РФ поддержал создание групп быстрого реагирования на угрозы безопасности на границах государств-участников СНГ, ратифицировав соглашение о порядке работы совместных групп специалистов. Документ создает правовые предпосылки для создания совместных групп специалистов и экспертов пограничных ведомств стран СНГ.
Эти группы станут временными рабочими органами при совете командующих Пограничными войсками стран-участниц соглашения и будут осуществлять сбор информации, анализировать состояние безопасности границ и своевременное информирование сторон-участников с целью принятия упреждающих мер.
Странами, подписавшими соглашение в Минске 10 октября 2014 года, являются Россия, Армения, Белоруссия, Киргизия и Таджикистан. Белоруссия и Киргизия уже ратифицировали его — после ратификации Россией документ вступает в силу.
«Последнее время МИД России начал выражать последовательную озабоченность ситуацией в Афганистане. Спецпредставитель Президента России по Афганистану Замир Кабулов сделал ряд заявлений о том, что талибы готовятся к захвату новых территорий в этой стране, что может вызвать поток беженцев в Центральную Азию и спровоцировать миграционный кризис, сопоставимый по масштабам с европейским», — рассказал ведущий эксперт Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА) Андрей Серенко.
По мнению эксперта, происходящее говорит о том, что Россия стремится укрепить свое влияние в Центральной Азии, используя различные факторы, в том числе афганскую угрозу, для аргументирования необходимости российского присутствия.
«Сегодня Россия ощущает серьезную конкуренцию в этом регионе, как со стороны Китая, так и со стороны США и блока НАТО, которые присутствуют в Афганистане. С третьей стороны, в Центральной Азии усиливается культурная, экономическая и политическая экспансия Ирана и Турции. Комплекс всех этих вызовов Россия воспринимает как угрозу своим интересам, считая Центральную Азию своим «мягким подбрюшьем», поэтому старается использовать различные рычаги для сохранения своего влияния здесь», — полагает Андрей СЕРЕНКО.
Как считает собеседник, экономическая система России испытывает сегодня трудности, поэтому рассчитывать на какие-то серьезные инвестиционные проекты России местные режимы не могут. Россия не может сейчас осуществлять в регионе проекты, сопоставимые с проектами США, Китая и Евросоюза. Ей остается делать ставку на проверенные военные методы.
Угроза со стороны Афганистана, Талибана и т.н. «Исламского государства»* (ИГИЛ, ISIS, ДАИШ) позволяют сегодня российской стороне убедить большую часть республик Центральной Азии оставаться под «российским зонтиком» ОДКБ.
«Группы быстрого реагирования будут исполнять роль пожарных бригад, которые выезжают на срочные вызовы безопасности. С одной стороны, это будет поддерживать местные руководства в борьбе с террористическими угрозами, с другой — даст им гарантии политической стабильности при смене политических элит и руководства, которая неизбежно произойдет в течение ближайших пять-семь лет», — считает эксперт ЦИСА.
Россия заинтересована в том, чтобы процесс смены режимов в Центральной Азии происходил в неконфликтной для Москвы форме. Группы быстрого реагирования в этом контексте могут быть использованы для подавления беспорядков, организованных внутренней оппозицией этих стран.
Правила комментирования
comments powered by Disqus