Президент Узбекистана Ислам Каримов в понедельник прибыл в Москву, чтобы в очередной раз наладить отношения с Россией, которую он неоднократно оставлял за бортом своих интересов. В Кремле об этом хорошо помнят, но вынуждены поддерживать Ташкент, чтобы там не произошли социальные потрясения, которые могут привести к катастрофе не только в Центральной Азии, но и в России.
Владимир Путин пригласил Каримова в Москву летом прошлого года, во время саммита ШОС в Уфе. Тогда российский президент отметил, что официального государственного визита в Кремль не было уже очень давно. При этом Путин назвал Узбекистан подлинным союзником России и заявил о необходимости дальнейшего углубления двусторонних отношений.
Договор о союзнических отношениях был подписан в Москве в ноябре 2005 года. А зимой 2014 года Путин отправился в Ташкент, где простил Каримову долг в 890 млн долларов. Наверняка в этот раз лидеры России и Узбекистана захотят подвести итог минувшему десятилетию. А поговорить есть о чем. Только с 2010 по 2015 годы Россия инвестировала в своего союзника более 6 млрд долларов. Торговый оборот между странами составил в прошлом году более 2,8 млн долларов, из которых 2,2 млн пришлись на российскую активность. Более 1,9 млн узбеков стали трудовыми мигрантами в России. В 2015 году они перевели на родину 3 млрд долларов, а в позапрошлом году — 5,6 млрд. И при всем этом в 2008 году Узбекистан вышел из ЕврАзЭс.
Помимо экономики для Узбекистана актуально обсудить вопросы безопасности на фоне близости с Афганистаном, в котором нарастает противостояние «Талибана» с ИГИЛ, запрещенных в России террористических организаций. Москва могла бы помочь Ташкенту в борьбе с ваххабитами, но в 2012 году Узбекистан в очередной раз «приостановил» свое членство в ОДКБ (в первый раз он сделал это в 1999 году).
Главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» РИСИ Аждар Куртов рассказал «МК», что сулит визит главы Узбекистана в Москву:
— Все центральноазиатские республики стараются проводить многовекторную политику, одновременно заигрывая с Россией, США и Китаем. И только Узбекистан не балансирует, а постоянно меняет свои приоритеты. Он ходит по кругу, меняя своего основного патрона сразу после того, как получает от него какие-то преференции в обмен на обещания развивать сотрудничество. В результате никакого серьезного прогресса во взаимоотношениях с Москвой, Вашингтоном и Пекином нет. Все, что нас ждет сейчас, — это очередной поворот Узбекистана в сторону России. Соседей не выбирают, и нам с ним жить. И если в нем начнутся какие-то гражданские катаклизмы или произойдет вторжение исламистов из Афганистана, то беженцы хлынут в другие республики Центральной Азии и Россию, а узбеки — это один из самых исламизированных этносов региона. Поэтому Москва заинтересована в поддержании стабильности в Узбекистане.
— О чем будут договариваться?
— Возможно это будут поставки продуктов питания узбекского сельского хозяйства. Но сложно сказать, насколько это будет эффективным, потому что местное сельское хозяйство испытывает дефицит воды и в больших количествах использует минеральные удобрения. Большой вопрос, насколько эта продукция будет соответствовать техническим нормам России.
Вопросы безопасности тоже будут подниматься, потому что ранее между Узбекистаном и Афганистаном стояли афганские узбеки под руководством генерала Абдул-Рашида Дустума, который сдерживал террористов. Но сейчас он растерял свое влияние. Также после ввода в Афганистан американских войск распался Северный альянс афганских узбеков и таджиков. В связи с этим в борьбе с террористами Ташкент вынужден рассчитывать только на собственные силы и поддержку России.
— Узбекистан вернется в ОДКБ?
— Когда Узбекистан в прошлый раз выходил из ОДКБ, он пытался сделать это путем приостановки своего участия, но ему было сказано, что ни о какой приостановке речи быть не может и когда он в следующий раз захочет вернуться, он должен будет взять на себя все те же обязательства, под которыми уже подписались другие члены союза. Теоретически он на это может согласиться, но я думаю, что этого не произойдет. Во-первых, Каримов по-прежнему заявляет, что суверенитет превыше всего и Узбекистан не подчинятся никакому наднациональному органу. Во-вторых, продолжается водный конфликт в Центральной Азии между Киргизией и Таджикистаном с одной стороны и Узбекистаном, Казахстаном и Туркменистаном с другой. Участвуя в ОДКБ, Каримов больше не сможет пугать соседей оружием.
Правила комментирования
comments powered by Disqus