Южная граница Узбекистана впервые за многие годы подверглась ракетному обстрелу со стороны Афганистана.
Афганский телеканал Ariana TV сообщил, что пограничный пост в уезде Кальдор провинции Балх в ночь на 2 мая был атакован боевиками движения «Талибан». Генерал Мир Наима Хайдари сказал телеканалу, что атака была отбита и пограничные войска Афганистана не пострадали.
Однако эти сообщения вряд ли могут быть утешением для президента Узбекистана Ислама Каримова. Ведь афганский уезд Кальдор и узбекский город Термез отделяет друг от друга река Амударья. Когда-то амударьинский автомобильно-железнодорожный мост Термез — Хайратон называли «мостом дружбы», но теперь его всё чаще зовут «вратами в ад».
В сентябре 1997 года боевые действия в Афганистане уже затрагивали Термез. Тогда город подвергся ракетным обстрелам. Захват афганского пограничного города Хайратон в уезде Кальдор в августе 1998 года вызвал панику в столице Узбекистана. Каримов лично отправился в Термез через несколько дней после захвата Хайратона, чтобы оценить ситуацию.
В течение трех лет талибы удерживали свои позиции в приграничных с Узбекистаном районах. Однако после террористических актов «Аль-Каиды» в Нью-Йорке и Вашингтоне в сентябре 2001 года США начали военную кампанию в Афганистане и вытеснили талибов из этого района.
Но спустя годы талибы стали возвращаться на покинутые ими территории в Афганистане. В последние месяцы бои в Афганистане подобрались совсем близко к приграничным с Таджикистаном и Туркменистаном районам неподалёку от Узбекистана.
До последнего времени эти военные действия не затрагивали Узбекистан, так как до этого года в провинции Балх было относительно спокойно. В марте правительственные силы в Балхе начали проводить масштабную «зачистку» территории от боевиков «Талибана». Однако события 2 мая свидетельствуют о том, что полностью изгнать талибов из уезда Кальдор пока не удалось.
В марте губернатор Балха Атта Мохаммад Нур заявил, что в его провинции есть не только талибы, но и лояльные экстремистской группировке «Исламское государство» (ИГ) боевики. Последние, возможно, из числа уцелевших сторонников «Исламского движения Узбекистана», которые были отправлены в северо-западные районы Афганистана их лидером Усманом Гази после того, как он присягнул на верность ИГ незадолго до смерти в ноябре 2015 года.
Хрупкое положение
Узбекистан беспокоят не только боевики по ту сторону границы. Губернатор Нур и вице-президент Абдул Рашид Дустум — давние соперники за власть в Балхе. На протяжении большей части последних 30 лет столица провинции Мазари-Шариф была цитаделью Дустума.
За последний год Дустум лично возглавил четыре операции против талибов в провинциях к западу от Балха — Бадгис и Фарьяб.
Противостояние талибам, с одной стороны, объединяет двух бывших полевых командиров. С другой — мартовские митинги конкурирующих сторонников Нура и Дустума в Мазари-Шарифе привели к росту напряженности в городе и обеспокоили власти в Кабуле. Это, в свою очередь, чревато распрями между Нуром и Дустумом, в результате чего афганская граница с Узбекистаном может оказаться в уязвимом положении.
Так уже случилось в 1997 году, когда Абдул Малик, один из командиров Дустума, поднял против него бунт. Дустум был изгнан из региона. Малик затем заявил, что он перешел на сторону талибов и пригласил боевиков в Мазари-Шариф. Однако вскоре он вновь сменил свои предпочтения и уничтожил большое количество боевиков «Талибана». Дустум в конце концов вытеснил Малика и восстановил контроль, но его сильно ослабленные силы были несравнимы с мощью талибов, которые вернулись в августе 1998 года и без особых проблем захватили Мазари-Шариф.
Ситуацию усложняет еще и то, что в 1990-х годах Каримов оказывал поддержку Дустуму, как стражу ворот в Узбекистан, и обеспечивал Мазари-Шариф бесплатным электричеством, а также, вероятно, многим другим.
На протяжении двух десятилетий граница с узбекской стороны постоянно укрепляется. После перестрелок, в которых участвовали узбекские пограничники и в результате которых погибли три афганца, Узбекистан в апреле, по некоторым сведениям, увеличил число военных на границе с Афганистаном.
Но ракетный обстрел афганского пограничного поста 2 мая может спровоцировать паранойю в узбекском правительстве в отношении собственного населения и потенциальных сторонников неприятеля. Жители Узбекистана знают, что это может означать. Многие из них хорошо помнят массовые аресты конца 1990-х годов, когда талибы подобрались к узбекской границе.
Правила комментирования
comments powered by Disqus