Депутаты Жогорку Кенеша (ЖК) – киргизского парламента после третьего чтения отклонили законопроект об иностранных некоммерческих организациях. Это событие показало, что США и неправительственный сектор вновь набирают силу.
Испугавшийся парламент
Согласно данным представительств ЮСАИД и «Фридом Хаус» в Бишкеке, в Киргизии существуют 17 тысяч неправительственных организаций. Но никто еще не считал, сколько из них реально действуют, а не только числятся на бумаге. Однако можно точно сказать, что все НПО, занимающиеся политическими проблемами, существуют на гранты США, Евросоюза и отдельных европейских государств.
Если бы закон об иностранных некоммерческих организациях или, как его чаще называют, об иностранных агентах, приняли, был бы нанесен ощутимый удар по деструктивной оппозиции и поддерживающим ее грантовым организациям, которые формируют протестную среду и активно на нее влияют. То есть удалось бы осадить тех, кто перманентно пытается сменить власть, в том числе через государственные перевороты, тех, кто зарабатывает на постоянном позиционировании «против власти». Однако парламент посчитал, что такой закон не нужен.
Следует отметить, что законопроект был инициирован депутатами прошлого парламента, которых нет в составе нынешнем. При этом предполагалось: новые депутаты все же примут его, так как считалось, что среди них меньше прозападных политиков, чем среди их предшественников.
Отсюда возникают несколько вопросов. Нынешний состав ЖК стал прозападным? Ведь считается, что парламент подбирался по составу как преданный президенту Алмазбеку Атамбаеву, однако, как видим, в самой пропрезидентской социал-демократической партии Киргизии (СДПК) депутаты не хотят принимать закон. Что мешает? Или американцы что-то такое пообещали, что теперь надо жать на тормоза?
Алмамбет Шыкмаматов, депутат от партии «Ата-Мекен», имеющей меньше депутатов в парламенте, чем другие партии, выступил против принятия закона, мотивировав тем, что уже существуют механизмы контроля за НПО и их донорами: «НПО финансируются такими международными донорами, как USAID, ЮНИСЕФ, «Репортеры без границы», «Врачи без границ», Фонд Сороса, Глобальный фонд развития, Датский институт по правам человека. В случае если неправительственные организации уличат в чем-то, то есть в их деятельности будут моменты, угрожающие подрыву суверенитета страны, национальной безопасности, то у нас достаточно правовых механизмов для их разоблачения и пресечения их деятельности».
От мала до велика
А. Шыкмаматов – представитель «малой» партии в ЖК. Но, например, Жанар Акаев – депутат от фракции СДПК, «партии президента», однако он также выступил в парламенте против принятия закона. Свою позицию политик аргументировал так: «Имиджу Кыргызстана будет нанесен большой урон. Мы должны быть далеки от инициирования таких законопроектов. Многие международные организации выразили озабоченность рассматриваемым у нас документом, потому что они помогают нам в развитии секторов экономики, мы нуждаемся в их помощи. Инициаторы законопроекта Турсунбай Бакир уулу и Нуркамил Мадалиев (депутаты прошлого созыва. – Ред.) не могут нам заменить эту помощь».
То есть эти слова надо понимать так, что ни президент, ни правящая коалиция не заинтересованы в принятии этого закона? Странно, ведь, например, в своей речи во время награждения орденами матерей-героинь 14 мая А. Атамбаев упомянул в числе противников власти, пытающихся лишить его поста, и представителей политически ориентированных ведущих НПО страны: «Все вы уже, наверное, видели и слышали записи разговоров лидеров так называемого "Народного парламента", как они хвалятся в разговорах между собой, что уже 17 мая власть поменяется. Что уже для этого прибыли сотни бойцов с оружием. Они говорят о том, как будут убивать неугодных им людей и будут убивать и стрелять им в "коленную чашечку". Они открыто радуются, что уже поступили очередные деньги от их зарубежных покровителей. А с какой помпой они провели свой форум 12 мая? Кого здесь только не было? И верные акаевцы во главе с Талгарбековым. И верные бакиевцы во главе с Калматовым. И верный сторонник ИГИЛ Нурлан Мотуев. И верно отрабатывающие свои зарубежные гранты наши НПОшницы Толейкан Исмаилова и Азиза Абдрасулова». Президент не постеснялся даже использовать крепкие выражения и «врагов народа» назвал «дерьмократами».
Следует отметить, что 12 мая Госкомитет нацбезопасности возбудил уголовное дело в отношении вышеупомянутых руководителей и членов «Нового парламента» Бекболота Талгарбекова, Торобая Колубаева, Нурлана Мотуева по статьям «приготовление к насильственному захвату власти» и «приготовление к применению насилия в отношении представителя власти». Они заключены под стражу пока на срок в два месяца. А вот известные энпэошницы – на свободе. Так же, как и в случае с принятием «агентского» закона, их пока не решаются трогать, чтобы не вызвать новую волну обвинений в «наступлении на демократию» на Западе. Хотя их участие в политических играх могло бы как раз стать лишним аргументом в пользу принятия закона.
Но этим шансом не воспользовались. «Во-первых, в администрации президента есть люди, заинтересованные в том, чтобы этот закон не был принят. И есть те, кому он выгоден. В парламенте тоже. Во-вторых, и администрация президента, и парламент зависимы от грантовых денег, всевозможных зарубежных льготных кредитов. И довольно много других людей рангом пониже, которым невыгодно, чтобы иссякли западные финансовые потоки. Это ударит не только по бюджету страны, но и по карманам как сторонников принятия закона, так и противников. И одно дело – заявления в прессе, и совсем другое, когда дело доходит до голосования», – считает эксперт по Центральной Азии Григорий Михайлов.
Теперь, согласно законодательству Киргизии, этот законопроект можно будет повторно подать в парламент через полгода. Но, судя по всему, шансов, что так и будет, мало. Его и так перед чтениями урезали, перекраивали в угоду ведущих НПО и их западных покровителей.
«Этот закон, на мой взгляд, имел право на существование. Все понимали, что главный акцент в нём делается на контроле за зарубежными источниками финансирования НПО. Для страны, пережившей два государственных переворота, это весьма актуально. Всё-таки народ догадывался, откуда поступали средства на «революции», – считает Александр Никсдорф, директор бишкекского Общественного фонда «Мы – соотечественники». – Однако господа, сидящие на заграничных грантах, возмутились, что с них потребуют отчеты, что для них, по определённым причинам, весьма нежелательно. Всё-таки суммы выливаются весьма существенные. Поэтому начались разного рода «выкрутасы». Сначала внесли изменения в текст закона, убрав из него термин «иностранный агент», который, как заявила глава Комитета по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и регламенту Жогорку Кенеша Галина Скрипкина, сильно нервировал и раздражал активистов и «являлся дискриминационным». А обижать мы никого не можем. Даже «агентов». Пошли им навстречу. Кстати, противники закона при этом без устали твердили, что само правительство, регулярно получающее заграничную помощь, фактически главный иностранный агент. В результате закон затерли до такой степени, что принимать его в исковерканном виде даже и не стоило. Что мы и увидели».
Украсть Победу
Соединенным Штатам и финансируемым ими неправительственным организациям удалось отбить атаку, закон не принят. Теперь они явно возьмутся за другой законопроект. Депутат от правящей СДПК Г. Скрипкина заявила: есть вероятность того, что будут попытки «реабилитировать образ нацистских сил и вызвать симпатию к нацистским героям». Уже есть публикации в киргизских СМИ и в соцсетях, где киргизов пытаются представить как народ, который заставили воевать насильно, а членов «Туркестанского легиона», составленного фашистами во время войны из предателей, называют патриотами и защитниками родины.
Г. Скрипкина считает, что идет активная промывка мозгов молодых киргизстанцев, делаются попытки стереть общую память народов. Именно поэтому разработан проект закона «о недопустимости действий по реабилитации нацизма и нацистских героев». При этом довольно часто защитниками нацизма оказываются те, кто являлся или являются сотрудниками западных организаций, выпускниками иностранных вузов.
Если «гражданским активистам» из грантовых НПО удастся «затереть» и этот закон, то это будет означать, что власти Киргизии не контролируют ситуацию в стране, что большинство из тех, кто проник во власть, то есть депутаты, чиновники, уже ориентируются на Запад. После небольшого отступления в прошлом году, когда США и их сторонники в киргизской оппозиции не смогли получить большинство в парламенте и лишились контроля над ключевыми СМИ, они постепенно отвоевывают утраченные позиции. Отклонение закона об иностранных агентах – тому свидетельство.
Правила комментирования
comments powered by Disqus