90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Как Казахстан выстраивает свою военно-техническую политику

03.06.2016 18:07

Безопасность

Как Казахстан выстраивает свою военно-техническую политику

Военное руководство Казахстана сделало ряд заявлений о закупках вооружения у России, которая является основным поставщиком техники Астане. «Газета.Ru» проанализировала боевой и военно-технический потенциал Казахстана, а также перспективы российско-казахстанского сотрудничества в этой сфере.

Замминистра обороны Республики Казахстан Окас Сапаров в четверг на Международной выставке вооружений и военной техники KADEX-2016, которая открылась 2 июня в Астане, заявил о планах пополнения парка военной авиации страны российскими многоцелевыми истребителями Су-35 и закупке глубоко модернизированной версии вертолета Ми-24, получившей название Ми-35М.

«Российская Федерация — наш партнер: 80% закупок вооружения и техники, особенно вертолетной, приходится на Россию, с каждым годом отношения только улучшаются. Новые планы у нас всегда есть — в частности, Су-35, Ми-24. Ми-35М мы уже заказали, в этом году получим четыре машины», — сказал Сапаров.

От казахстанской стороны также звучали заявления о плане подписания «большого пакета документов» с российскими оборонно-промышленными холдингами и единственным спецэкспортером вооружений и военной техники «Рособоронэкспортом».

Техника со всего мира

Аналитика Стокгольмского института исследования проблем мира SIPRI (Stockholm International Peace Research Institute) показывает, что за 25 лет с момента распада Cоветского Союза независимый Казахстан активно пополнял свои арсеналы и войска российской оборонной продукцией.

Так, Астана закупала в России авиационную технику, в частности легкие истребители МиГ-29, штурмовики Су-25, истребители Су-27 и Су-30МК, а также военно-транспортные самолеты Ил-76 и вертолеты Ми-8/17. Страна обзавелась системами противовоздушной обороны С-300 в количестве шести комплектов, переносными зенитными ракетными комплексами «Игла», бронетранспортерами БТР-80, БТР-80А, боевыми машинами пехоты и боевыми машинами поддержки танков. К слову, на вооружении армии Казахстана стоит советский танк Т-72, в связи с чем производитель боевой машины корпорация «Уралвагонзавод» на KADEX-2016 презентует своим казахстанским клиентам вариант глубоко модернизированного Т-72, созданного для ведения боевых действий в условиях города на основе опыта войны в Сирии и других странах Ближнего Востока, о котором «Газета.Ru» подробно писала ранее. Стоят на вооружении Казахстана и тяжелые огнеметные системы ТОС-1 и бронеавтомобили «Тигр», а также российские корабли.

Стоит отметить, что Казахстан не только закупает технику у России, но и получает ее от Министерства обороны в рамках военно-технического сотрудничества стран — участниц Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Сумма, на которую Астана получила из России за 25 лет военной техники теми или иными способами, составила более $1,36 млрд.

Тем не менее Казахстан, будучи страной ОДКБ и СНГ, не пренебрегал и техникой из стран НАТО и других государств. «Газета.Ru» ознакомилась со статистикой SIPRI за последние пять лет, согласно которой, например, на вооружении Казахстана имеются французские радары и транспортные вертолеты Super Cougar, правда, SIPRI отмечает, что сборка техники производилась на территории Казахстана. Аналогично и с легкими вертолетами из Германии EC145. Приобретала Астана и испанские транспортные самолеты C-295, а также получала от Турции подержанные патрульные корабли AB-25.

Из Америки в Казахстан были направлены вертолеты Bell, также «бывшие в употреблении», в рамках программы борьбы с терроризмом. А у Канады Астана приобрела турбореактивные двигатели Pratt & Whitney PW100.

Кроме того, поставщиками военной техники для Казахстана стали Южная Корея, передавшая патрульные корабли, и Южная Африка, с которой в 2013 году заключен контракт на поставку бронетранспортеров Marauder («Мародер»).

Также Казахстан закупил 18 реактивных систем залпового огня Lynx (РСЗО «Рысь») на $30 млн у Израиля, шесть гаубиц Semser (калибр 122 мм) и 18 минометов Cardom (калибр 122 мм).

В 2012 году Казахстан заключил контракт с Украиной на покупку 100 БТР-4К на сумму $150 млн. Но в настоящий момент статус сделки неясен, так как в нескольких поставленных Астане бронемашинах были обнаружены дефекты, в результате чего их вернули на Украину.

Мощь языком цифр

В международном рейтинге мощности армий мира, составляемом ежегодно аналитиками Global Firepower, армия Казахстана в 2016 году оказалась на 53-м месте из анализируемых 126.

Армия России оценивается аналитиками по показателям как вторая после США. Казахстан же в начале 2015 года занимал 80-е место рейтинга, а уже в середине 2015 года поднялся на 66-е.

Индекс огневой или боевой мощи Global Firepower рассчитывается по десяткам параметров, в том числе пригодному к воинской службе населению, количеству стоящей на вооружении военной техники, парку авиации и военного флота, а также экономическим показателям, размещенным в открытых источниках.

По данным рейтинга на 2016 год, численность населения Казахстана составляет более 18 млн 157 тыс. человек, из них боеспособного населения 8,5 млн. На вооружении страны имеется 300 танков, 1613 бронемашин, 285 самоходных артустановок, 393 РСЗО, 744 единицы буксируемой артиллерии. ВВС страны располагает 244 единицами авиатехники, в том числе 103 истребителями-перехватчиками, 142 тактическими бомбардировщиками, 64 самолетами военно-транспортной авиации, 20 учебными самолетами (очевидно, речь идет о L-39 «Альбатрос»), 69 вертолетами и 18 ударными вертолетами. Военно-морские силы располагают 15 единицами морской техники.

Оборонный бюджет страны составляет около $2,435 млрд.

Аналитики GFP считают, что основную мощь армии Казахстана обеспечивает вооружение, закупаемое за рубежом.

Отметим, что официальных данных об общей численности армии Казахстана нет. Зато известно, что в 2016 году призыву подлежат около 30 тыс. граждан Казахстана в возрасте от 18 до 27 лет.

Осенний призыв 2015 года составил 12 тыс. человек. При этом непосредственно в армию пошли лишь 4 тыс. призывников, в национальную гвардию МВД — более 6,5 тыс., в погранслужбу— примерно 2 тыс., около 300 человек — в службу государственной охраны.

Согласно открытым данным, сухопутные войска Казахстана насчитывают 20 тыс. человек; силы воздушной обороны — 12 тыс; ВМС — 3 тыс; в других учреждениях министерства обороны республики служат 4 тыс. человек.

В состав вооруженных сил Казахстана входят помимо трех видов еще три рода войск: аэромобильные (резерв верховного главнокомандующего), ракетные войска и артиллерия и специальные войска для организации инженерного обеспечения, радиационной, химической и биологической защиты и радиоэлектронной борьбы.

Буквально 1 июня 2016 года замминистра обороны республики Талгат Мухтаров заявил о создании в составе вооруженных сил страны новой структуры — территориальных войск Казахстана.

«25 декабря прошлого года главой государства был подписан указ, предусматривающий создание территориальных войск и их интеграцию в общую систему обороны страны. В частности, территориальные войска — это воинские части и подразделения территориальной обороны, являющиеся составной частью вооруженных сил РК, предназначенные для выполнения соответствующих задач в интересах административно-территориальных единиц Республики Казахстан», — сообщил Мухтаров.

Планируется в мирное время иметь штат бригад из 15–21 человека, а в военное доводить численность до 63 тыс. Предполагается создать 16 бригад в 14 областях Казахстана, Астане и Алма-Ате. Как пояснил замминистра, комплектоваться новая структура будет путем призыва военнообязанных на специальные воинские сборы для выполнения мероприятий при введении и обеспечении режимов военного и чрезвычайного положения, ликвидации ЧС и их последствий и в иных случаях, определяемых президентом.

Сидение на двух стульях

Заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев не видит большого военного потенциала армии Казахстана, а также довольно скептически смотрит на российско-казахстанские взаимодействия в военной и военно-технической сферах.

«Сама армия не имеет военного опыта. Она призывная, есть желание брать туда меньше русскоязычного населения, а больше казахов, это наводит на определенные мысли — из армии идет вымывание русскоязычного населения.

Учитывая невысокую плотность населения, большую важность имеет мобильность, но, по моим оценкам, необходимой мобильности армия Казахстана не имеет», — сказал «Газете.Ru» Евсеев.

Ослабляющим страну фактором он также называет сильную «деиндустриализацию» и отсутствие возможности у Казахстана производить готовые вооружения самостоятельно, то есть это возможно лишь совместно с Россией и некоторыми другими странами. При этом Москва и Астана, по его словам, имеют «неудачный опыт сотрудничества в ряде высокотехнологичных отраслей, среди которых можно выделить ядерную сферу и космос».

«С одной стороны, у Казахстана есть возможность закупки современных российских вооружений по относительно низким ценам и приоритетность их закупок. С другой стороны, они в небольших партиях пытаются закупать и западные образцы вооружения», — отмечает Евсеев, называя такой подход «многовекторностью».

«Такая многовекторность, особенно в условиях жесткого российско-западного противостояния, вызывает в России определенное раздражение, хотя в военной сфере это не проявляется, ведь по сути все потуги Запада по созданию в Казахстане альтернативных вооруженных сил по западным стандартам, в частности создание «казбрига» (казахстанская бригада), оказались неуспешными», — добавил эксперт.

Отмечает двойственную политику Астаны в части закупки вооружений и директор анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, по словам которого, с одной стороны, Казахстан закупает тяжелые российские системы, такие как С-300 и самолеты Су-30, а с другой — «не смотрит России в рот и диверсифицируется».

«Казахстан, с одной стороны, является нашим союзником по ОДКБ, а с другой — страна проводит более независимую внешнюю и оборонную политику, чем другие страны организации. Это проявляется в том числе и в диверсификации закупки вооружений, в частности, самолеты ВТА они закупают европейские, имеют индустриальное сотрудничество с южными корейцами.

Они стараются не складывать все яйца в одну корзину», — отметил в беседе с «Газетой.Ru» Пухов.

При этом аналитик отмечает и вероятное желание диверсификации у других стран ОДКБ, например у Армении и Белоруссии. Но у этих стран нет достаточных средств на эти цели, в отличие от Казахстана, хотя на амбиции Астаны явно влияют цены на нефть. Глава ЦАСТ также не уверен, что в ближайшее время Астана сможет позволить себе дорогостоящие самолеты Су-35.

Тем не менее Пухов не разделяет позицию Евсеева об уровне боеспособности и ситуации с русскоязычными военнослужащими в казахстанской армии. «Казахи предпринимают целенаправленные усилия для улучшения своей армии, причем в отличие от туркмен, которые выдавили русских, у этих много русских и русскоязычных. Плюс они не стали заниматься ерундой и переводить все документы с русского.

В общем, все неплохо. Я думаю, что после России по ОДКБ по мощи идет Белоруссия, а на третье место можно поставить Казахстан», — сказал он.

Эксперт Евсеев, в свою очередь, выражает сомнение по поводу перспектив сотрудничества России и Казахстана в военно-технической сфере и обращает внимание на то, что проходящая в Астане выставка KADEX-2016 является лишь рынком для приобретения вооружений разных стран и попыток договориться о совместном производстве, а не показать свои возможности.

Стоит отметить, что в ходе выставки замминистра обороны Казахстана Окас Сапаров успел заявить о принятии на вооружение страны нескольких «отечественных новинок, свидетельствующих о развитии казахстанского оборонно-промышленного комплекса», в частности казахстанских бронированных колесных машин 4×4 «Арлан» и бронетранспортеров 8×8 «Барыс». «Уже в этом году первая партия данных машин будет направлена в вооруженные силы Республики Казахстан», — сказал Сапаров.

Машина «Барыс» создана на базе разработанного в Южной Африке шасси. А боевой модуль, который сегодня планируется разместить на ней, создает российский Уралвагонзавод — это уникальный боевой модуль калибра 57 мм АУ-220М, в задачи которого, как рассказал «Газете.Ru» замглавы УВЗ по спецтехнике Вячеслав Халитов, входит как работа по наземным целям, так и возможность поражения беспилотников.

Как сообщали в «Рособоронэкспорте», в рамках KADEX-2016 Россия представляет зенитный ракетный комплекс Тор-М2КМ с боевыми и техническими средствами в модульном исполнении, модернизированный танк Т-72 («городской танк»), разведывательную машину РМ-К, а также многоцелевые автомобили «Урал-ВВ», «Урал 4320-6951-70», «Урал 63706», «Тайфун-К» (КамАЗ-53949), «Торнадо» (КамАЗ-53958) и машины семейства «Мустанг» (КамАЗ-5350 и КамАЗ-6350). Всего в KADEX-2016 участвуют 40 предприятий российского оборонно-промышленного комплекса, в том числе 14 холдингов, будут представлены более 250 образцов для сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил. В летной программе примут участие российский учебно-боевой самолет Як-130 корпорации «Иркут» и легкий многоцелевой вертолет «Ансат» Казанского вертолетного завода. Намечен ряд переговоров с партнерами из Казахстана и других стран СНГ.

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: http://www.gazeta.ru/army/2016/06/02/8279579.shtml

03.06.2016 18:07

Безопасность

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black
10,3%

рост ВВП Туркменистана в 2014 году

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30