Командующий Центральным командованием Вооруженных Сил США генерал Джозеф Вотел (Joseph Votel) посетил Узбекистан и Таджикистан, где был принят президентами этих стран. Главными темами встреч, судя по сообщениям пресс-служб глав государств, была ситуация в Афганистане, укрепление безопасности в Центральной Азии и обеспечение стабильности в этом регионе.
В частности, президент Таджикистана Эмомали Рахмон заявил, что сотрудничество с США в области безопасности - важный фактор в деле поддержания и укрепления мира и стабильности в регионе. На встрече с Исламом Каримовым отмечалось, что конструктивный характер узбекско-американских связей основан, прежде всего, на взаимном интересе, в том числе в укреплении безопасности и стабильности. Регулярные двусторонние контакты и консультации на различных уровнях позволяют последовательно развивать взаимовыгодное сотрудничество, расширяя его повестку дня.
Как отмечает американская разведывательно-аналитическая компания Stratfor, проблема безопасности на границе Афганистана и его соседей является источником растущего беспокойства как для граничащих с ИРА Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана, так и для внешних сил, таких как США, Россия и Китай. Хотя степень угрозы, исходящая от дислоцирующихся в Афганистане боевиков, пока неясна, риски в области безопасности в приграничной зоне могут стать причиной наращивания военной мощи стран Центральной Азии, расширения сотрудничества в области безопасности с внешними силами и увеличения конкуренции между ними.
В последние месяцы на территории между Афганистаном и бывшими советскими республиками Центральной Азии наблюдается всплеск боевой активности, отмечает Stratfor: в мае на границе с Туркменистаном боевиками были убиты 27 туркменских солдат срочной службы, тогда же появились сообщения о ракетных обстрелах северного афганского района Калдар, расположенного вблизи узбекского города Термеза, а 1 июня в Таджикистане пресекли попытку группы боевиков проникнуть в страну из Афганистана.
Реагируя на эти события, страны Центральной Азии усилили свое военное присутствие в регионе. В частности, пограничная служба Таджикистана объявила 1 июня о разворачивании дополнительных войск вдоль границы с Афганистаном в связи с обострением угрозы со стороны групп боевиков, таких как «Талибан» и так называемое «Исламское государство» (запрещенная террористическая организация «Исламское государство Ирака и Леванта», ИГИЛ, ИГ, ISIS или IS англ., Daesh араб., ДАИШ), чья активность в ИРА усилилась в весеннем сезоне боевых действий. Узбекистан также перевел свои пограничные войска в состояние повышенной готовности, а Туркменистан провел в марте свои самые крупные военные учения в новейшей истории, перечисляет Stratfor.
Фото Stratfor
Нестабильность на границах постсоветских стран Центральной Азии с Афганистаном - не новость, но в последние годы активность боевиков здесь усилилась в результате вывода американских войск из Афганистана и деятельности ИГ и его сторонников.
Степень угрозы проникновения боевиков из Афганистана в страны Центральной Азии остается неясной. До сих пор не подтверждена их причастность к какому-либо серьезному террористическому акту в постсоветских азиатских республиках. Однако лидеры этих стран, к примеру президент Таджикистана Эмомали Рахмон, а совсем недавно и руководитель Казахстана Нурсултан Назарбаев, иногда характеризуют нападения и насилие в своих странах как имеющие иностранное участие. Правительства стран Центральной Азии заинтересованы в использовании угрозы боевиков-исламистов в качестве предлога для расправы с внутренним инакомыслием и оппозиционными силами.
США и Россия выразили обеспокоенность в связи с угрозой, которую афганские боевики представляют для Центральной Азии, но когда речь идет о призывах к Таджикистану, Узбекистану и Туркменистану укреплять сотрудничество в области безопасности, каждая из этих стран пытается продвинуть свои собственные военные и контртеррористические инициативы, а не подходят к проблеме в тандеме, отмечает Stratfor.
В свою очередь, как отмечает США все больше акцентируют на проблеме безопасности в Центральной Азии, увеличивая объем направляемых на ее решение средств, и все меньше говорят о политических реформах и правах человека. Такой вывод делает Eurasianet, сравнив выступления заместителя помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Дэниела Розенблюма на слушаниях в Конгрессе, сделанные на днях, 9 июня, и в прошлом году.
В 2015 году Розенблюм выразил озабоченность нарушениями прав человека в странах Центральной Азии, и заявил, что «потенциал наших отношений не будет реализован полностью без соблюдения нашими партнерами прав человека и основных свобод. Из собственного опыта мы знаем, что долгосрочная стабильность и укрепление государства лучше всего достигается путем обеспечения свободного и мирного выражения политических и религиозных взглядов». В 2016 году такого акцента в выступлении Розенблюма не наблюдалось, отмечает Eurasianet.
Представитель Госдепартамента сообщил об увеличении в 2017 году помощи всем пяти центральноазиатским республикам: бюджет для Кыргызстана составляет $51,8 млн (рост на 39 процентов по сравнению с прошлым годом), для Таджикистана - $41,6 млн (плюс 44 процента), для Узбекистана - $11,6 млн (плюс девять процентов); для Казахстана - $8,8 млн (плюс пять процентов) для Туркменистана - $4,8 млн (плюс 43 процента).
Правила комментирования
comments powered by Disqus