На возможной встрече президентов двух государств стороны затронут проблемы пограничного сотрудничества, транзита наркотиков из Афганистана и угрозы религиозного экстремизма.
В Ташкенте стартовал двухдневный саммит глав государств Шанхайской организации сотрудничества.
Заседание ШОС дает Таджикистану очередную возможность на самом высоком уровне поговорить о накопившихся проблемах с Ташкентом. Какие первоочередные задачи должен попытаться решить для себя Душанбе, рассуждают эксперты Sputnik Таджикистан.
В Ташкенте могут состояться первые с сентября 2014 года переговоры на высшем уровне между главой РТ Эмомали Рахмоном и президентом Узбекистана Исламом Каримовым. Но эксперты считают, что возможная встреча не принесет ожидаемых результатов.
Точки соприкосновения и противоречия
"В реальной политике решаются реальные проблемы. Таких проблем в двусторонних отношениях Таджикистана и Узбекистана немало. Это вопросы транзита грузов для и из Таджикистана, поставки природного газа из Узбекистана в РТ, авиасообщения между столицами, координации действий в сфере безопасности, завершение вопросов, связанных с демаркацией границы", — поясняет эксперт по Среднему Востоку и Центральной Азии Александр Князев.
По словам Князева, повестка дня вероятной встречи двух президентов на полях саммита ШОС может включать в себя и вопросы, относящиеся к трансграничным, в первую очередь, китайским, проектам, например, строительство через территории обеих республик четвертой ветки газопровода Туркмения-Китай.
Хотя, строительство по ряду причин не продвигается быстро и, возможно, эта тема окажется неактуальной, полагает эксперт.
"Думаю, что любые попытки с таджикистанской стороны сделать темой переговоров будущее гидроэнергетики встретит отпор в Ташкенте — эта тема там просто не обсуждается, вопросы строительства масштабных ГЭС в верхнем течении Амударьи в столице Узбекистана решен отрицательно и решен навсегда", — считает Князев.
Со стороны Ташкента актуальными были и остаются проблемы пограничного характера — транзит наркотиков из Афганистана через Таджикистан, распространение угроз, связанных с религиозным экстремизмом и необходимость налаживания эффективного взаимодействия в этих вопросах с Душанбе, уверен он.
Политический обозреватель Шавкат Мансуров также выразил сомнение в результативности данной встречи.
"Нужно признать, что Ташкент никогда не пойдет навстречу Душанбе в самом главном вопросе — строительстве крупных ГЭС. Это определяет все остальные проблемы, накопившиеся у стран. Это наш ближайший сосед, но у нас нет даже авиасообщения с ним, наши народы имеют многовековое родство, но мы даже не можем ходить друг к другу в гости. Не хочется быть пессимистом, но на данном этапе взаимоотношений ничего хорошего ждать от подобных встреч не стоит. Рахмон приедет и уедет ни с чем", — подытожил он.
По мнению Мансурова, площадка ШОС в полно мере не предоставляет странам региона возможности для решения существующих трудностей и проблем между странами.
Ташкентский саммит определит новый вектор развития
Саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Ташкенте призван определить новый вектор развития, на нем будут обсуждены ключевые вопросы региональной и международной повестки дня.
По итогам встречи планируется подписание большого пакета документов по широкому кругу вопросов. В частности, речь пойдет о дальнейшем расширении ШОС, укреплении роли организации на международной арене. Кроме того, в повестке ключевые глобальные и региональные проблемы.
ШОС объединяет 18 стран с населением, составляющим 44% мирового. В настоящее время полноправными государствами-членами ШОС являются Казахстан, Кыргызстан, Китай, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Статус государств-наблюдателей имеют Афганистан, Беларусь, Индия, Иран, Монголия и Пакистан. Партнерами по диалогу являются Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция, Шри-Ланка. В июле 2015 года в Уфе прошел саммит ШОС, участники которого приняли Стратегию развития организации до 2025 года, а также запустили процесс присоединения Индии и Пакистана.
Правила комментирования
comments powered by Disqus