Взрывы на Бостонском марафоне, похоже, усилил желание некоторых членов Конгресса расширить сотрудничество с постсоветскими правительствами в борьбе с угрозой, исходящей от исламских радикалов. Комитет по международным отношениям Палаты представителей Конгресса США провел в пятницу слушания на тему «Исламский экстремизм в Чечне: угроза для безопасности США?», на которых конгрессмены активно призывали расширить сотрудничество не только с Россией в отношении Чечни, но и с другими странами бывшего СССР, в особенности, с государствами Центральной Азии.
В своем вступительном выступлении Дана Рорабахер (Dana Rohrabacher), республиканец из Калифорнии и председатель подкомитета по вопросам Европы, Евразии и новых угроз, продвигал идею близкого сотрудничества с Россией и Центральной Азией в сфере обеспечения безопасности:
«Какие внешние силы стараются трансформировать Северный Кавказ и Центральную Азию в регионы мусульманского экстремизма, какими они не были ранее?»
«Необходимо рассмотреть вопрос о расширении сотрудничества с Россией и правительствами Центральной Азии с тем, чтобы дать соответствующий ответ нарастающей угрозе. Эта часть мира имеет критическое значение для будущего человечества. Если здесь будет доминировать радикальная версия Ислама, это изменит ход истории очень негативным образом».
Позже во время слушаний Рорабахер вернулся к излюбленной им теме о том, что нарушение правительством Узбекистана прав человека необходимо для обеспечение в стране безопасности:
«Отметим, что в Узбекистане саудийцам не позволили приехать и построить свои мечети. Их тут критиковали за это, т.к. это нарушение прав человека. Но мы знаем, что целью саудийцев было развитие версии Ислама, нацеленной против и убивающей детей! Итак… неправ ли Узбекистан, и правы ли мы, осуждая их за то, что они не позволяют тем построить свои мечети?»
Эд Ройс (Ed Royce), председатель комитета, затронул «кыргызский аспект»:
«Я говорил со старейшиной одной деревни, кыргызом, и он рассказал мне о ситуации в своей деревне, где 12 молодых парней инструктировались джихаду. Они согласились пойти в мадрасу и получить образование, но всем 12 отрезали головы. И старейшина сказал: «Это не местная кыргызская традиция. Это завезенный извне элемент или изменение в культуре, и культура наша постепенно меняется на эту аль-каидовскую психологию». На его взгляд, это «культура государств Персидского залива», вот что он сказал. Отрезание голов – это культура государств Персидского залива».
Он не представил подробности этих якобы имевших место обезглавливаний.
Билл Китинг (Bill Keating), конгрессмен от штата Массачусетс и самый высокопоставленный представитель Демократической партии в подкомитете по вопросам Европы, Евразии и новых угроз, также поддержал идею расширенного сотрудничества с Россией:
«То, что начиналось с этнического конфликта в далеком от нас месте десятилетия назад дало импульс вооруженному движению, представляющему угрозу для нашей страны. … Несомненно, нужно поддерживать тонкий баланс между сотрудничеством с Россией в сфере борьбы с терроризмом и опасениями относительно нарушения Россией прав человека, но это ни в коем случае не должно затруднять наши совместные действия с тем, чтобы защитить жизни невинных людей. И это, в конечном счете, то, чего мы добиваемся».
На слушаниях не выступил никто из Белого дома, Госдепа или Пентагона (кстати, Рорабахер и Ройсе оба отметили, что посольство России в Вашингтоне больше помогло, чем Госдеп США, в деле поиска свидетелей для выступления на слушаниях). Поэтому неясно, насколько высказанные на слушаниях взгляды совпадают с позицией других ветвей американского правительства. Но члены Конгресса обладают полномочиями с легкостью увеличить финансирование программ по сотрудничеству в сфере безопасности, поэтому следует ожидать активизации деятельности в этой сфере.
Правила комментирования
comments powered by Disqus