Киргизия оказалась втянутой в турецкий внутриполитический кризис. Анкара обвинила Бишкек в потворстве «заговорщикам» и пригрозила жёсткими мерами. МИД Киргизии в свою очередь предостерёг Турцию от вмешательства во внутренние дела страны.
Неудавшаяся попытка военного переворота, произошедшая в Турции 15—16 июля, неожиданным образом затронула расположенную за тысячи километров Киргизию. Дело дошло до того, что дипломатические отношения двух стран оказались под угрозой разрыва. При этом даже непосредственно накануне скандала подобный поворот событий трудно было предвидеть. Киргизское руководство называет Анкару одним из важнейших внешнеполитических союзников. В своё время президент Алмазбек Атамбаев провёл несколько лет в Турции, занимался там бизнесом и в общении с главой этой страны может запросто позволить себе панибратские обращения вроде «брат Тайип».
Неудивительно, что уже 16 июля президент заявил о поддержке турецкого руководства. «Турция является стратегическим партнёром Кыргызстана, а народы наших стран связывают исторические, братские связи, — отмечал Атамбаев. — Народ Кыргызстана выражает поддержку законным властям Турции и призывает к скорейшему восстановлению мира, законности и порядка в Турецкой Республике».
Казалось бы, в Анкаре должны были оценить подобное проявление солидарности. Однако, выступая 24 июля на проправительственном митинге в городе Аланья, министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу сделал неожиданный выпад в адрес Бишкека. Говоря о проповеднике Фетхуллахе Гюлене, которого турецкие власти называют идейным вдохновителем переворота, глава МИД сообщил, что его «банда» является одной из самых мощных в Киргизии. «Я позвонил своему киргизскому коллеге и сказал: «Если вы не измените отношение к ним, тогда мы изменим отношение к вам… В эти трудные дни ты должен доказать своё братское отношение!» — заявил Чавушоглу.
Выступая затем в эфире одного из турецких телеканалов, министр пояснил свои слова. По его утверждению, «террористическая организация» Гюлена выбрала Киргизию в качестве своей базы и настолько укрепила позиции, что её члены входят в руководство республики. Чавушоглу заявил о возможной попытке переворота, которую могут предпринять гюленисты, а также повторил сделанное ранее предупреждение. «Киргизия является нашей братской страной, и от её решения зависят наши отношения. Потому что братская страна не будет держать у себя террористическую организацию», — подчеркнул он.
Оставляя в стороне дискуссионный вопрос о причастности Гюлена и его соратников к попытке переворота, нельзя вместе с тем не отметить, что демарш Анкары имеет под собой определённые основания. Сразу после развала СССР основанное богословом движение «Хизмет» стало открывать в республиках Центральной Азии свои учебные заведения. Судьба их сложилась по-разному. В Узбекистане, Туркмении и Таджикистане турецкие лицеи были закрыты, в Казахстане — поставлены под государственный контроль.
Единственным государством региона, где данные учебные заведения продолжают процветать и пользоваться почти неограниченной автономией, является Киргизия. В республике насчитывается около тридцати «гюленовских» лицеев и начальных школ, а также один университет. Благодаря щедрому финансированию и развитой материально-технической базе они выгодно отличаются от находящейся в глубоком кризисе государственной системы образования и пользуются большой популярностью. Одни только лицеи за время своей работы подготовили более 20 тысяч человек. Их выпускники работают сегодня и в бизнес-структурах, и в государственных органах.
Вскоре после подавления попытки переворота президент Турции Эрдоган распорядился закрыть в стране все образовательные учреждения, фонды и ассоциации, связанные с Фетхуллахом Гюленом. Но этого турецким властям показалось мало, доказательством чего служит давление Анкары на Бишкек.
Министерство иностранных дел Киргизии отреагировало на выпады довольно жёстко. В ведомстве подтвердили, что получили обращение турецкой стороны, и пообещали внимательно его изучить. Однако МИД подчеркнул, что это исключительно внутреннее дело республики. «Мы с пониманием относимся к обеспокоенности турецких официальных лиц. Но вместе с тем хотели бы напомнить, что Кыргызстан прежде всего независимое, суверенное государство, которое само в состоянии понять и решить, что для него хорошо, а что плохо. Считаем, по крайней мере, некорректным, когда министр иностранных дел какой-либо страны указывает другому государству на необходимость предпринять те или иные действия, при этом на языке ультиматумов и шантажа», — говорится в заявлении министерства.
Ожидать быстрого затухания киргизско-турецкой дипломатической пикировки не приходится. Судя по всему, в Анкаре настроены решительно и от требований к Бишкеку не откажутся. К чему это в конце концов приведёт, пока неизвестно, но один вывод напрашивается сам собой. Разрушив единую систему образования и создав идеальные условия для иностранных учебных заведений, власти Киргизии сами заложили бомбу замедленного действия и, помимо своей воли, оказались вовлечёнными в чужие авантюры. Для Бишкека это должно стать серьёзным уроком.
Правила комментирования
comments powered by Disqus