Три года назад, в ночь с 7 на 8 февраля 2020 года, произошла Кордайская резня в Казахстане. В результате погромов в двух дунганских селах убито более 10 человек, 185 были ранены, уничтожено несколько десятков домов, 24 тысячи человек бежали в соседний Кыргызстан. Это еще раз показало, сколь далеко зашло распространение национальной ненависти в современном Казахстане, и как мало власти способны контролировать ситуацию.
За два дня до этих событий 5 февраля в Жамбылской области из-за конфликта на дороге произошла драка, в которой этнический казах получил травму ноги. Вечером 7 февраля более 1 тысячи казахских националистов по призыву соцсетей съехались в поселки Масанчи и Сортобе, места компактного проживания дунган. Местом этнического насилия стали также Аукатты, Булан батыр, Каракемер.
Бандиты сжигали дома, грабили и уничтожали имущество, в разбегающихся местных жителей стреляли из ружей и давили их автомобилями. Полиция и войска не появлялись до самого утра. Звонки в экстренные службы игнорировались, и какая-то реакция последовала только после размещения сообщений о погроме в соцсетях. Причем отдельные казахские пользователи откровенно издевались над дунганами, потому что просьбы о помощи были написаны на русском, и советовали им убираться из страны.
Более 24 тысяч человек последовали этому призыву. Погорельцы, ограбленные, раненые дунгане уходили через границу в Кыргызстан. Кого-то выручали местные соплеменники, кого-то неравнодушные волонтеры. Те, кто смог купить билет на самолет, улетали в Россию, несколько десятков семей отправились в Краснодарский край, Саратов и Волгоград, чтобы избежать повторения страшной февральской ночи.
Трагедия стала возможной из-за поощрения в Казахстане агрессивного нацизма, экстремистов, выступающих с идеями чисто казахского государства, подавления русского языка и угнетения «нетитульного» населения. Но власти не сделали никаких выводов: Токаев, посещая Кордайский район после погромов, публично упрекнул дунган, что они недостаточно учат казахский язык – откуда все проблемы.
Спецслужбы после погрома начали настоящий террор против дунганского населения. Многих местных жителей задерживали и с угрозами и побоями требовали показаний, что погром был просто массовой дракой, в которой виноваты сами жертвы. В местные управления МВД был отправлен приказ не продавать дунганам охотничье оружие. Были закрыты все принадлежащие дунганам торговые точки на Юге страны.
КНБ постарался добраться даже до беженцев в Кыргызстане. Приезжающие казахские чиновники угрожали им конфисковать имущество и изъять паспорта, если они немедленно не вернутся и не перестанут рассказывать о резне журналистам.
Многие погромщики, не говоря уж об организаторах резни, не понесли наказания. По опубликованным данным, на 13 мая 2020 года по делу о погроме было арестовано 25 человек, 17 из которых были дунганами. Многие представали перед судом за то, что оказывали сопротивления бандитам, вторгшимся в их села.
Расследования по фактам пропаганды ненависти и призывам к погромам – не проводилось. Так и не были официально установлены факты, кто организовал приезд в два не самых близких поселка сотен людей из других районов, снабдил их арматурой, ножами и даже огнестрельным оружием.
В сетях продолжали появляться антидунганские материалы и восхваления грабителей и убийц, «казахских батыров», которые объединились, чтобы «указать малым народам их место».
Аналогичная пропаганда звучит и сегодня. Недавно Майра Абдрахманова, член Общественного совета Карагандинской области, выступила с призывами выслать из республики всех дунган, кто остался в ней после погромов 2020-го. Однако органы дознания отказались возбуждать против нее уголовное дело, заявив, что в пропаганде выселения сограждан по национальному признаку нет ничего криминального.
Казалось бы, очевидна связь между Кордайской резней 2020-го и мятежом в Алматы 2022 года. Бесконтрольное насилие на улицах и поощрение экстремистов спецслужбами в долгосрочной перспективе уничтожает авторитет власти. Националистические группировки, «раскормленные» и взращенные КНБ, обратились в прошлом году против своих спонсоров, пожелав из орудия власти превратиться в саму власть.
Но элита Казахстана не извлекла из этого уроки.
Система поощрения нацизма до сих пор лежит в основе казахстанской национальной политики. Ревнители казахского одноязычия и моноэтничности считаются более лояльными, чем русскоговорящее большинство, русских, дунган и русскоязычных казахов. Радикальные националисты кажутся удобным средством запугивания и выдавливания из страны нелояльного элемента.
Подобная политика поощряется западными корпорациями и их ставленниками в правительстве, которые используют национализм как средство нарушения связей Казахстана с Россией и другими евразийскими государствами. Здесь годятся и языковые патрули, и пропаганда ненависти, и погромы.
Все это применялось британцами в Индии, чтобы не допустить объединения против колонизаторов индийского и мусульманского населения. В современном Казахстане разобщение людей по признаку языка и национальности такое же средство отвлечь внимание от вывоза нефтяных доходов за рубеж и обнищания граждан Казахстан.
Поэтому нет никаких гарантий, что Кордайская резня не повторится вновь по новому поводу и в новых масштабах. И снова тысячи казахстанцев будут бежать через границу, если власть в Казахстане не решится остановить маховик этнической розни.
Правила комментирования
comments powered by Disqus